Самостоятельное путешествие по Турции

Наше путешествие в Турцию было спланировано как свадебное путешествие с выдержкой - спустя почти год после этого знаменательного события. И хотя выбор на Турцию пал непосредственно перед поездкой, после отказа консульства Греции в визе, мы постарались по максимуму пополнить свои знания о Турции и заранее спланировать маршрут. Большое спасибо всем рассказчикам с Turkey.ru. Мы постарались воспользоваться вашими советами и не повторять ваших ошибок.

Стартовали мы из родного Таганрога 9 августа 2002 года на поезде до Сочи, так как для въезда в Турцию мы решили использовать наиболее романтичный и в нашем случае более дешевый способ - паром Сочи-Трабзон. Определенного расписания по движению этих паромов нет, так что по проезду в Сочи (10.08.02) мы узнали, что следующий рейс будет завтра с утра. Купили билеты (60$ - проезд + 15$ - страховка, но можно и дороже) и прогуляли день в Сочи, посетив все святые для нас места, так как два года подряд до этого только тут и отдыхали. Переночевали там, где нас уже хорошо знают и всегда рады приютить (Сочи, Сергей Яковлевич, тел. (8622) 92-10-58) и в назначенные 9.00 11 августа были в порту). Далее были почти 3 часа ожидания решения о начале посадки. В результате все началось с милицейского «типа» контроля (на всякий случай не будьте забывчивыми и храните въездные билеты в Сочи или сделайте регистрацию, чтобы не омрачать начало путешествия бурным и облегчающим кошелек общением с нашей милицией). Таможня, паспортный контроль пройдены довольно легко и мы на борту парома «Карден». Благодаря приобретенному на родном берегу пиву и всякими прелестями к нему плавание показалось нам не столь утомительным как ожидалось. Плюс к этому не пришлось тратить валюту (2 доллара) на покупку довольно дорогого пива в корабельном магазине.

К сожалению, нам за время плавания так и не удалось увидеть по пути ни одного дельфина, хотя мы очень надеялись на встречу с ними и постоянно всматривались в окуляры бинокля в окружающие нас морские просторы. Кстати сказать, благодаря биноклю наше путешествие приобрело в дальнейшем больший шарм.

Плавание длилось 12 часов, поэтому в 00.00 12 августа мы уже оказались на турецком берегу. Марки по 10$, обозначающие турецкую визу, нам вклеили прямо на пароме и проштамповывали при прохождении турецкой таможни.

Перед выходом на берег с нами завел разговор доктор парома, который сыграл позднее большую роль в формировании нашего маршрута. Узнав от нас, куда мы направляемся, о нашем плане сделать круговую обзорно-купательную экскурсию по Турции и что первый город в этом маршруте значится Мармарис, он просто рассказал, что работает здесь уже 8 лет, несколько раз тоже отдыхал в Турции и что больше всего по сочетанию цены и качества отдыха ему нравится местечко по названию Алания, что в 3 часах от все-русско известной Анталии.

Выйдя с парома посреди турецкой ночи, мы быстро прошли паспортно-таможенные службы и оказались перед выбором: топать ли в ночь в поисках отогара (турецкий автовокзал) и там ждать автобуса либо присоединиться к группе челноков, едущих в Стамбул, автобус которых уже ждал у ворот порта. Был еще и третий вариант: вместе с нами на пароме плыли двое ребят с яхтой и микроавтобусом и судя по долетавшим до нас обрывкам их разговора конечная цель их маршрута была в Афинах. Сойдя на берег, мы узнали у них, что отправляются они из Трабзона лишь утром, когда будут улажены все необходимые формальности с таможней по поводу автомашины и яхты.

За неимением опыта поездок по Турции и нежеланием оставаться в порту до утра, мы решили доехать с челноками до Самсуна. Как раз ночь провести в пути, то есть нет необходимости искать отель, и за одно добраться до крупного транспортного узла, откуда можно уехать в любом направлении. В следующий раз мы на это не клюнем. Теперь то мы знаем, что и рейсовые междугородние автобусы ездят круглосуточно, и что выбор фирм-перевозчиков велик: нет в одной, найдем в другой. Автобус же для «шопников» оставлял желать лучшего, впрочем, как и их довольно наглое поведение.

Утром в 6,00 12.08.02 мы высадились в Самсуне. И вот тут рассказ доктора с «Кардена» сделал свое дело - мы начали колебаться: куда ж на Средиземное море податься? В наши первоначальные планы закралось сомнение: Мармарис или Алания? И мы решили: а почему бы и нет. Ведь нам всего нужно побольше. Едем в Аланию. Купили билеты на 16.00, оставили вещи в офисе фирмы-перевозчика. И пошли гулять по Самсуну.

Идя, куда глаза глядят, дошли до центра. Разглядывая дома, витрины магазинчиков, банков и привыкая к узким улицам, по пути высматривали обменный пункт: мы в Турции и нам нужны «туркиш лир». Тут нас ждало первое открытие: оказывается пиво в Турции довольно дешевое (даже дешевле, чем в России) примерно пол доллара. Так при этом это либо настоящий Efes, либо Tuborg. Оказались правы те, кто утверждал, что в Турции можно и нужно торговаться. Зайдя в большой книжный магазин, дабы приобрести нормальную карту страны, и узнав, что она стоит примерно 2,5 доллара, мы решили было уже уходить, как вдруг из за спины вновь раздалось новое предложение: 2 доллара. К слову: впоследствии встречались торговцы, уменьшающие стоимость товара и 5 раз, и даже в 12 раз!!! Все-таки карту мы не купили и решили ограничиться своей, отксерокопированной из Interneta.

Как тесен мир: в центре мы встретили ребят, ехавших с нами в автобусе до Самсуна, живущих и учащихся здесь. Они ушли в совершенно другом направлении и вдруг опять в незнакомом городе мы встретились. Они вызвались показать нам город. Наша пешая экскурсия стала более полноценной, обменяли $; прошлись по городскому рынку, где нас поразило то, что даже на ночь торговцы не убирают свой товар: он так и лежит на прилавках, лишь накрытый целлофаном от дождя. Посмотрели мы на памятник Мустафе Кемалалю Аттатюрку, которым очень гордятся жители города. Чем-то он напоминает нашего Медного Всадника, только конь, вставший на дыбы под вождем турецким, опирается еще и на хвост.

В конце прогулки по совету наших экскурсоводов мы пообедали в недорогом, но очень симпатичном ресторанчике блюдом под названием Искандер, и, совершенно объевшиеся, потопали дальше уже без провожатых. Покружив по раскаленным улицам, вернулись на отогар. Самсун - симпатичный портовый город, но совершенно не туристический. Поэтому задерживаться там мы не стали, и вечером сели в автобус до Алании.

Отдельно отступление о турецких автобусах. Это суперсовременные Мерседесы и Mitsubishi, многие из которых 2002 года выпуска. Сам экипаж машины боевой иногда состоит из 4-5 человек. Это 2 водителя и Стюарты. Во время поездки бесплатно предлагают воду, а также Пепси, фанту, чай или кофе на выбор. Плюс к этому какой-нибудь пряник или печенье.

Во многих крупных городах мы останавливались, пассажиры входили и выходили; автобус комфортный, с кондиционером, двумя телевизорами, удобными широким креслами. Его за время поездки раза 3 вымыли, мы же в это время гуляли по вокзалу, пили турецкий чай. Еще одна встреча на вокзале в Анкаре нам помогла в дальнейшем выбрать маршрут. Молодой человек из совершенно другого автобуса, ехавшего в Бодрум, так разрекламировал красоты этого города словами «very- very beautiful», что хоть мы и раньше включали его в свой маршрут, твердо уверились в правильности выбора.

Кстати, общение на протяжении всего маршрута по Турции ведется на ломаном английском, немецком, и совсем не обязательно знание турецкого; хотя, когда для форса пару слов свяжешь по-турецки, турки очень довольны. При этом большинство турков, которых мы встречали, разговаривают на иностранных языках еще хуже. Поэтому наши знания на их фоне были просто выдающимися. Плюс ко всему интернациональный язык жестов и рисунков дополнял, как нельзя кстати, пробелы обеих сторон, в знаниях языков.

Предпоследняя остановка перед Аланией - Анталия. Наш автобус приехал на громадный автовокзал, где, как нам показалось, нетрудно было и заблудиться. Но в наши планы этот город не входил, поскольку особых достопримечательностей вроде бы нет, за исключением двух аквапарков. К тому же обилие русскоговорящего люда категорически ставило крест на этом месте.

Утром в 11.00 13.08.02 мы вышли из прохлады автобуса в обнявшую нас своей жарой Аланию. Сразу же нашелся доброжелатель, который расхвалил нам один отельчик и взялся нас туда отвести. Отель был действительно недалеко и от отогара, и от пляжа, но из переговоров с администратором мы выяснили, что реальная цена выше в два раза, чем ранее рассказал проводник. И хотя 30$ на двоих не так уж много, мы решили поискать еще. Багаж наш стоял в офисе на автовокзале, и мы свободно сделали круг, приценившись и выбрав то, что нам больше импонировало. Это был пансион на первой линии отелей (то есть самый близкий ряд к пляжу и морю), стоимость которого была 20 млн. туркиш лир на двоих (» 12,5$). Мы сняли симпатичную светленькую комнату на двоих с отдельным душем и туалетом, на балкончике столик, в холе на этаже холодильник и оборудована небольшая кухня, где можно собственноручно приготовить все, что угодно русской душе. Кондиционера в номере не было и, поскольку мы люди не очень притязательные, нас это совершенно не смутило. Как оказалось, особой нужды в нем нет, поскольку сквозняк в комнате и холодный душ вполне заменяли это достижение цивилизации.

Особыми приготовлениями еды мы себя не обременяли. Заселившись, сразу отправились на пляж, который буквально через дорогу от отеля. Желтый крупный песок и голубое море… И не просто море, а уже Средиземное. Мы сделали это! Yes! Все боялись, за то, что мы едем, не зная куда. А мы здесь!

Средиземное море значительно солонее нашего Черного, аж глаза щиплет. Но привыкнуть можно. Пляжи бесплатные, песочные. Можно располагаться на пледах и полотенцах (многие так делают), можно на лежаках (но они платные). Очень много отдыхает немцев и самих турок. Слышалась и французская, и изредка русская речь. Накупавшись, оправились осматривать город. В офисе почты купили телефонную карту и обрадовали родителей, что живы-здоровы. В мини-маркете (очень больших магазинов или базара мы не нашли) пополнили продовольственный запас (макароны и кетчуп) и, конечно же, запас горючего: пиво «Эфес» (цена дешевле, чем в России и приличного качества) и к нему оливки (на развес, сколько влезет). Подкрепившись и переждав пик жары, по нормальной курортной программе опять на море. С пляжа приметили на горе чудные развалины крепости и решили завтра поутру пока не жарко на эту гору взобраться. Ну, а вечером зажглись огни, город стал совсем другим, и мы гуляли и гуляли…

Утром встали в 6.00 (верней пытались встать) под будильник и громкий призыв муэдзина. Двинулись в путь. Ориентировались на возвышавшуюся гору и указатели. Можно доехать и на такси, и на долмуше (=минибас=маршрутное такси), но зато по пути вы не увидите, как запросто по улицам растут самые настоящие оливковые деревья, бананы и гранаты. Правда, они были еще зеленые, но зато плоды какого-то кактуса мы попробовали (от колючек чесались потом еще долго и впоследствии нам сказали, что это маракуйя). На гору взобрались довольно быстро, хотя по пути добрый дядечка нас подбодрил и сказал, что идти аж 5 км. Развалины крепости оказались очень симпатичными, широко охватывали всю гору по периметру, извивались и спускались почти до моря. С макушки горы открывается панорама почти всего города. Очень красиво!

Еще пару дней провели в Алании, валяясь на пляже и гуляя по городу. Я успела простудить и вылечить свое любимое ушко. Один город покорен! Ничего нового мы здесь уже не увидим. Вечером третьего дня садимся в автобус, следующий в направлении Мармариса.

Рано утром 16.08.02, высадившись в поселке Кекова, поймали маршрутку. Она нас довезла до Мармариса (27 км) в офис автобусной компании, где мы опять же бросили сумки, и пошли искать жилище. Бродили достаточно долго, нашли даже Молодежный хостел. Там недорого, но и не очень уютно, комнаты обставлены аскетически - одна кровать и тумбочка, удобства - общие на этаж. Мы же нашли не плохой пансион, опять же на самой центральной улице на первой линии по 25 млн. на двоих (»15$).

Прожили мы в Мармарисе 2 дня. Все очень понравилось:

море прохладнее, чем Аланье, спокойное, менее соленое;

лежаки стоят примерно 2 доллара;

и очень живописна сама бухта с обилием яхт, прогулочных катеров и корабликов. Прямо перед взором расстилаются большие острова;

как оказалось в каждом прибрежном городе есть своя Крепость, ее мы тоже посетили, может она и не самая древняя, но музей в ней очень симпатичный;

есть амфитеатр, но он современный и используется как концертный зал;

вечерний променад по набережной, заполненной сотнями кафе и разнообразной развлекательной программой. Под памятником все тому же турецкому вождю по вечерам собирается молодежь со всех уголков земли в ожидании дискотеки;

пополнять продовольственные запасы лучше на базаре (овощи очень дешевые) или в супермаркете Танзаш (сеть которых есть во всех более или менее крупных городах - очень удобно и не дорого). Более крупного супермаркета мы не встречали на нашем дальнейшем пути.

Из Мармариса утром 18.08.02 отправляемся в Бодрум, и в 14.00 мы уже там. Впервые в поисках моря и линии отелей мы немножко заблудились, вернее не сразу сориентировались, среди возникших на пути бесконечных торговых рядов. Наконец, шли мы, шли и море нашли. А там прямо на набережной и отели, и пансионы. Хозяева приглашают зайти, спрашивают, откуда мы и иными способами пытаются оставить у себя. Прицениваясь, добрели до вывески «Пансион Дурак Ю», посмеялись (по-турецки «дурак» - «остановка»). По пути нас окликнул парень и пригласил посмотреть его пансион. В результате привел нас в этот самый «Дурак». Обстановка в комнате и общее впечатление было положительное: холодильник и балкон, окна с мраморными подоконниками, две большие кровати с чистым бельем и огромными полотенцами. На самой крыше - кухня с печкой, персональными шкафчиками и большим выбором разнообразной посуды. Здесь же терраса со столиками, откуда открывается замечательный вид на город и гавань. Следовательно, «Дурак» следующая «остановка» на нашем пути.

На первый взгляд из «посмотреть» в Бодруме опять же древняя крепость, но она больше, чем где-либо, впечатляет своими размерами и обширностью музея подводных находок, расположенного внутри. Естественно, что мы там побывали и облазили каждый уголок. С ее верхней башни вдалеке видно остатки от амфитеатра и еще дальше остатки от старых ветряных мельниц. В крепости за то, что нас бесплатно пропустили по студенческим карточкам ISIC, мы для приличия купили карту Бодрума, и это нам здорово помогло в последующем походе на развалины амфитеатра. По карте выбрали маршрут и приметили, что по пути можно заглянуть еще в один музей. Сказано - сделано. Утром пораньше, чтобы еще не было жарко, мы туда отправились и все-таки его нашли, а если бы пропустили, то казнили бы себя за лень и незнание. Ведь на самом деле этот музей оказался, как было сказано в путеводителе, «one of seven wonders of the world»- одним из семи Чудес Света - «Мавзолей Мавзолуса в Галикарнасе», скромно затерявшемся в улицах и переулках Бодрума. Зрелище впечатляющее, хотя от всего мавзолея остались в основном руины, но от сознания его древности дух захватывает. Лучшие части, скульптуры этого чуда сейчас хранятся в Британском музее. Вход на территорию Мавзолея и в музей стоит 3 миллиона лир, что почти 2 доллара. Но по предъявлении ISIC цена уменьшается ровно в 2 раза.

Амфитеатр мы тоже нашли. Находится он прямо возле трассы. Первый древний амфитеатр на нашем пути! Полазили и по нему. Туристов туда пускают бесплатно, параллельно ведутся реставрационные работы. Как говориться в детских книжках, усталые и довольные мы вернулись домой.

Море в Бодруме очень чистое, на пляже лежаки бесплатные. Не забудьте взять с собой маску и трубку. Под водой открывается чудный вид: масса всяких разноцветных экзотических рыбешек (как гурами в аквариуме), большие промысловые рыбины. Иногда на дне встречаются мраморные колонны. Однажды из моря мы подняли припорошенное песком портмоне, которое в итоге хранило в семе несколько евро, английские пенсы и несколько миллионов турецких лир. Пусть это и немного, но ощущение находки подводного клада слегка вскружило голову!!!

Сам город весь состоит из беленьких домиков. Очень чистенько и симпатично! Уезжать очень не хотелось, но у нас еще была обширная программа.

Дальше в нашем маршруте, 21.08.02, предполагался город Кушадасы по причине его приближенности к древнему городу-музею Эфесу и наличия в нем обязательной курортной принадлежности - моря. Еще в Самсуне на вокзале грузинская молодая пара делилась впечатлениями об этом месте. Но нам Кушадасы совершенно не понравились. Мы в течение часа бродили, и нам не приглянулось ни море, ни город с обилием бетонных сооружений. А цены на жилье на порядок выше при том же сервисе, что в предыдущих городах. Видели мы и получше. А зачем себя принуждать?

Мы развернулись и обратно на автовокзал. Решили, что едем в Сельчук: там моря нет, зато до Эфеса - 3 км. В Сельчуке заранее взяли билеты в Стамбул на 21.00. У нас было 6 часов на все достопримечательности.

Из Сельчука пешком, очень быстрым пешком, так как день шел к закату, и музей мог закрыться, мы отправились в Эфес, по пути запомнили поворот на храм Артемиды (второе из Чудес Света, находящееся в Турции). Проход в Эфес стоит 15 миллионов лир, что почти 10 долларов. По предъявлении ISIC цена уменьшается до 5 миллионов. Впрочем, при желании можно пройти и бесплатно, просочившись сквозь дыру в проволочной ограде. Именно так поступают лошади, которые пасутся прямо на территории Эфеса.

Осмотрели весь город-музей, где туристов пускают, и немножко того, куда не пускают. О впечатлениях говорить бессмысленно. Это нужно видеть. Какие продуманные жили здесь люди! Какие великие люди здесь бывали! Здесь есть древний стадион и публичные туалеты, фонтаны и библиотека, самый большой сохранившийся амфитеатр и погост. Есть даже публичный дом. Направление на него указывает след ноги с ликом древней красавицы, вырезанные на Мраморном проспекте. Ну а кругом масса колонн. При этом часть города еще даже не раскопана. Тут и там виднеются из земли части стен, колонн и т.д.

И все это было построено так, что неплохо сохранилось до наших дней.

На обратном пути в Сельчук (вы еще не забыли про поворот? Мы туда и повернули) оказался Храм Артемиды. От него осталась одна колона, но когда-то это было великое сооружение. Герострат однажды поджег это Чудо Света. Может быть поступок и глупый, но место в истории он себе этим увековечил.

Какой-то абориген пытался нам продать 5 древних византийских откопанных им прямо в Эфесе монет. Стартовая цена была по 5$ за штуку; когда же мы уходили, он был готов на 5$ за все. Но и этим мы его не осчастливили. Отсутствие нумизматических вожделений помогло нам сэкономить деньги и, может быть, не попасться на подделку под древность. Вернулись в Сельчук. И на закуску еще успели в местный краеведческий музей. Есть что посмотреть. Много статуй и саркофагов. Проход- 3 миллиона лир. Для нас, как и везде, в 3 раза меньше. В конце концов, нас попросили освободить помещение, так как музей закрывался. До автобуса еще оставалось время. Ноги нас уже плохо слушались, и хотелось кушать. Нашли кафе и отведали турецких кебабов. Вкусно (но будьте осторожны - бывает остро!).

Кроме указанных достопримечательностей здесь находится домик, где доживала свой земной век Святая Мария. Но мы не относим себя к почитателям библейских религиозных мест. Поэтому обитель матери Иисуса осталась нами неизведанной. Пока что.

После очередного приема турецкой кухни мы вернулись на вокзал. Радушные хозяева офиса- перевозчика угостили нас яблочным чаем и время от времени втягивали нас в общение, хотя билеты до Стамбула лежали в карманах сумки. Интересно, что многие из турков считают что в России только 3 города, по крайней мере крупных. Это Московия, Сэйнт-Петерсбург и Сибирия.

Итак, после ужина и общения мы сели в автобус и отправились в Стамбул.

Утро 22.08.02 мы встретили в Стамбуле, перескочив через Босфор из Азии в Европу. Причем часть пути наш автобус проделал на пароме. Об этом мы узнали, проснувшись поутру от отсутствия шума двигателей и плеска волн… кругом была вода.

Город Стамбул, конечно же, гораздо больше всех турецких городов, виденных нами ранее. Но и тут с помощью расспросов и заранее полученного из Интернета списка молодежных хостелов можно сориентироваться. В первом хостеле, который мы нашли (6$ с чел.) не оказалось свободной комнаты для двоих, но зато нам подарили карту Стамбула, поиски с которой стали гораздо продуктивней. В результате другой доброжелатель показал нам дорогу еще к одному хостелу за Голубой мечетью (Кючук Айя Софья, 16$ комната на двоих), но нам там не понравилось, и поселились мы через дорогу от него в пансионе (15$, с гораздо более комфортабельными условиями). Этот исторический район называется Султанахмет. Именно здесь находятся основные достопримечательности города: сама Голубая мечеть, Айя Софья, Национальный археологический музей и Дворец Топкапи.

Программа осмотра достопримечательностей включила в себя:

1 день: Голубая мечеть (причем не однократно, так как бесплатно), собор-мечеть-музей Айя Софья, Стамбульский археологический музей; в 21.00 у Голубой мечети каждый день на разном языке светомузыкальное представление (очень-очень красиво, только жаль, что нет по-русски);

2 день: пеший поход от района Султанахмет, где мы жили, до моста через Босфор. По пути заглянули во дворец Дамладаш. На сам мост мы так и не взобрались, но подошли очень близко, хотя идти пришлось очень далеко. По времени он был с 8.00 по 13.00. Впрочем, такой поход не очень утомителен, поскольку кругом полно магазинов и лавочек. Встречаются рынки с разнообразными дешевыми фруктами. Правда, очень трудно найти в исторической части спиртное градусом покрепче, чем пиво.

Вечером прогулялись по знаменитому стамбульскому Гранд Базару. Это целый город-базар со своими улицами и домами. Витрины сверкают бесконечным обилием турецкого золота, сувениров. Кругом, кроме обычных тряпок, продаются сувениры: кальяны и фески, там-тамы и кинжалы, ковры и подушки. Если обращаешь внимание на кожаные изделия, то сразу с тобой говорят по-русски!?

Стамбул находится на Мраморном море. Однако, по словам хозяина отеля, в нем не купаются, по крайней мере, на городских пляжах: сточные воды портят воду. Желающие освежиться плавают на катерах на острова.

На утро 3-го дня стамбульского рандеву (24.08.02) последние деньги спустили на закуп сувениров для родни и подарков для себя- любимых. В полдень отправились на автовокзал, прокатившись на общественном транспорте Стамбула: трамвай и метро, которые не отличаются друг от друга. На автовокзале еле выбрали фирму-перевозчик. Если в городах средней величины на вокзалах компаний 30-50, то в огромном отогаре Истамбула их сотни. Выбор остановился на «Метро»: и компания крупная, и время отправления нас более устроило, и сервис на высоте. Направление же наше было уже в сторону дома - мы возвращались в Трабзон. Ехали из Стамбула 20 часов. При этом проезд на автобусе стоит не дорого. Надо сказать, что к этому времени мы научились торговаться не хуже самих турок. Обойдя вокзал, мы узнали минимальную стоимость нужного нам рейса и поставили ультиматум в «Метро»: либо по этой цене, либо уходим. В итоге примерно за 1200 км. от Истамбула до Трабзона мы отдали по 20 долларов на человека.

В 11.00 25.08.02 мы прибыли в город, откуда началась наша эпопея по турецкой земле,- Трабзон. Сразу повернули к порту, благо заранее попросили остановить автобус поблизости. А паром как оказалось только завтра вечером. Поэтому почти 2 дня мы пробыли в Трабзоне. Город не очень интересный, но мы не скучали. Остановились в отеле «Париж». Пропитание «добывали» в кафе рядом с отелем. Любая порция стоит 1,750 млн. лир (»40руб). Причем предоставлен выбор из 7-10 блюд. Можно попросить сделать ассорти. Очень вкусно и можно сразу все попробовать. На столе гора хлеба, специи и кувшин с водой - все это уже бесплатно. Можно и наесться, и объесться. Тратили турецкие лиры до полного их отсутствия, ведь в России их уже ни кому не продашь, так что в одном магазине даже остались должны.

В принципе сам город ничем выдающимся не отличается. Он даже не курортный, как это могло бы показаться, хотя и стоит на Черном море. Вообще в Турции на Черном море не купаются, здесь практически нет пляжей. Не удивительно: оно и холоднее и грязнее чем Средиземное или Эгейское.

Довольно интересным оказался магазин (скорее даже лавочка) антиквариата. Прямо за большими окнами без всяких решеток лежала гора пистолетов и ружей старинного производства. Вокруг сплошная медь: ковшики, кинжалы, сабли, ятаганы, кастрюльки, колокольчики, а также разные граммофоны, телефоны и пишущие машинки, монеты всех эпох и народов. И от всего этого веет стариной. Даже запах в магазине соответствующий. Но больше всего нам понравился древний османский шлем, весь расписанный арабскими письменами. Но цена конечно соответствовала: 1500 долларов.

В три часа дня мы снова вернулись в порт в офис парома «Карден». Билеты в Сочи стоят 65 долларов на человека. Когда до отправления парома было еще 3-4 часа, мы прошли таможню, оставили вещи на корабле, и потом еще раза три ходили через границу и обратно совершенно беспрепятственно и без всяких досмотров. Турецкая таможня относится очень лояльно к туристам.

Господи! Действительно Земля круглая! При посадке на паром обнаружили попутчиков, с которыми ехали на пароме сюда, только они побывали в Греции: тренировались на яхте и готовились к Олимпиаде, а мы за это же время обогнули Турцию. Теперь уже как старые друзья делились впечатлениями. Бывает же!

Немного разорились на красивые бутылки в Дьюти Фри.

Паром отправился только ночью.

К полудню 27 августа мы были на Родине. Прохождение русской таможни не составило особого труда. Никто не собирался досконально проверять наши вещи.

В общей сложности наше путешествие по Турции длилось 15 дней. Покорено 8 городов. Впечатлений - необъятное количество.

Используемый транспорт:

• Поезд: Таганрог-Сочи, Сочи-Таганрог;

• Паром: Сочи-Трабзон, Трабзон-Сочи;

• Автобус: по всему маршруту в Турции.

Очень помогли международные студенческие карточки и, вообще, упоминание о скидках для студентов. Во всех междугородных автобусах можно сразу получить скидку, а потом можно еще поторговаться, впрочем, как и практически везде (магазин, музей, базар, отель).

Общие затраты составили около 400$ на человека, при чем 130$ из них это только паром (туда и обратно). В общей сложности по Турции мы проехали 3900 км.

Желаем и Вам не бояться самостоятельных путешествий!

<Юрий и Полина Лавриненко>

07 февраля 2003 г.

Посмотреть обсуждение этого рассказа

Форум по обмену опытом поездок в Турцию