Турецкий марш-бросок. С рюкзаком по Турции.

Октябрь 2002 года.

Собираясь в этом году на отдых, мы долго думали куда податься. Друзья звали нас в Турцию, да и мы были наслышаны о хорошем сервисе в турецких отелях. Но планы наши не совсем совпадали. Друзья предпочитали отдых у моря на пляже, нам же хотелось увидеть что-нибудь новое и интересное. И пути наши разошлись. Сначала у нас был план приехав в отель, съездить на несколько экскурсий, либо взять машину на прокат. Мучительно выбирая отель и собирая информацию об этой стране, мы наткнулись на рассказы тех, кто самостоятельно путешествовал по Турции. И поняли - это то что нам нужно.

Скажем сразу, что это было наше первое самостоятельное путешествие, поэтому поначалу было немножко страшновато, но мы все-таки решили рискнуть, и, накупив с испугу кипу путеводителей, стали собираться в дорогу.

Можем сделать небольшой сравнительный анализ путеводителей для начинающих «бэкпэкеров». У нас их было целых три:

1. Полиглот. Информация подается в виде готовых маршрутов с кратким описанием наиболее интересных мест.

Плюсы - карты маршрутов, схематичность, наглядность.

Минусы - отсутствие практической информации по этим маршрутам (расстояние между городами, как проехать в то или иное место и где остановиться).

2. Ле пти фюте содержит больше исторической информации и подробнее описаны достопримечательности.

Плюсы - приводятся расстояния между некоторыми городами.

Минусы - те же что и в Полиглоте.

3. Lonely planet. Этот путеводитель понравился больше всего, так как наиболее подходит для самостоятельного путешествия

Плюсы - в нем есть все: история, подробное описание достопримечательностей и самое главное в нем описано как, куда и почем добраться и в каких отелях или пансионах за какую цену можно поселиться.

Минусы - нет русской версии и трудно найти в России. Нашу англоязычную версию мы купили с рук.

Также в нашем путешествии нам помогали распечатки рассказов с сайта «100 дорог», которые мы взяли с собой. И хочется выразить благодарность авторам таких рассказов, которые помогают ориентироваться в незнакомой стране. Будем надеяться что и наш рассказ кому-нибудь окажется полезным.

У нас было две недели отпуска 10 дней из которого мы решили посвятить самостоятельному путешествию, а остальное время поваляться на пляже и набраться сил перед очередными рабочими буднями, поэтому мы взяли билеты до Антальи, а на последние 5 дней нашего пребывания в Турции зарезервировали отель в Бельдиби (о чем потом долго жалели).

Анталья. Прилетели в Анталью часов в 8 утра. Сразу же нашли гидов нашего туроператора Трэктрэвел, через которых у нас был зарезервирован отель, и, объяснив им что мы их клиенты, но приедем в отель только через 10 дней (на что они сделали большие глаза), попросили довезти нас до автовокзала в Анталье (otogar). Там мы купили билеты на ночной автобус в Гереме у компании “Goreme” за 20 мил. лир (около 12,5$). Все свои последующие поездки мы совершали на автобусах. В Турции это самый распространенный и самый комфортабельный вид транспорта. На автобусах можно уехать практически куда угодно и цена на билеты довольно приемлемая. В офисах автобусных компаний очень удобно и безопасно оставлять вещи, особенно если повесить на молнию маленький замочек. У нас было три ночных переезда, и вот что можем посоветовать тем, кто планирует в своей поездке такие подвиги. Во-первых, запаситесь надувным воротником для шеи, иначе она очень затекает; во-вторых, имейте в виду, что ночью сильно холодает, поэтому лучше иметь под рукой свитер. А в целом путешествовать на автобусах приятно, в пути предлагают: чай, кофе и какие-нибудь кексы или печенье (все это входит в стоимость билета).

Оставив вещи в офисе автобусной компании, мы отправились гулять по Анталье. И так наше путешествие началось. Еще не сообразив, во что ввязались мы, в некоторой растерянности, пошли бродить по Анталье. И тут же заблудились. Поняв, что не можем определить, где центр города, мы спросили дорогу у встретившегося нам старичка. В процессе «беседы» выяснилось, что он говорит только по-турецки. Так как вокруг больше никого не наблюдалось, мы решили попытаться объяснить ему, куда нам надо. Не знаем, насколько он нас понял, но он довез нас до центра на своей машине, нашел там русскоговорящего таксиста, не взяв ни копейки денег, пожелал удачи и уехал.

Сориентировавшись на местности, мы пошли купаться на городской пляж Коньяалты. Пляж этот бесплатный, находится недалеко от центра, рядом с конечной остановкой трамвая. Искупавшись в потрясающе чистой средиземноморской водичке, мы двинулись осматривать город. Остаток дня провели, гуляя по Анталье. Понравилась старая часть города в районе порта. Там симпатичные кривые улочки, сбегающие к морю, много всяких кафешек и рыбных ресторанчиков, где можно уютно посидеть. Еще понравился парк Караалиоглу (от центра вниз по пр. Ататюрка). Там очень красивый вид на Анталию на закате. Парк этот (как впрочем и пляж Коньяалты) обозначен на карте Антальи. Такую карту мы взяли на выходе из аэропорта совершенно бесплатно.

Кстати. Из всех мест в Турции где мы ели шаурму, в Анталье понравилась больше всего, но стоила правда соответственно (2 мил., а в Стамбуле, в порту можно купить за 600 тысяч)..

Еще одна маленькая справка: если вы спросили у турка как найти нужный вам автобус, а в ответ на это он начал размахивать руками и кричать «Дурак» не спешите возмущаться - «дурак» по-турецки значит остановка.

Автобус до Гереме идет 9 часов. И хотя приходится ехать всю ночь, увиденное стоит того, чтобы проделать этот путь. Пейзажи Каппадокии потрясают! Описывать их бесполезно, это надо видеть! Я думаю, что те, кто там побывал, нас понимают. Было ощущение, что мы попали в сказочную страну. Казалось, что вот-вот откуда-то выскочит маленький хоббит или злобный гоблин.

Так как мы решили этим же вечером ехать в Стамбул, то первым делом пошли узнавать расписание автобусов. Оказалось, что их довольно много, и мы без труда выбрали подходящий нам рейс. Стоимость билета 25 млн. лир/чел

Наверное, больше впечатлений вы получите, если будете везде ездить сами, но в Каппадокии посмотреть все за один день самому просто нереально из-за разбросанности интересных мест. Поэтому, мы взяли экскурсию на весь день (с 9.30 до 19.00) в агентстве “New Goreme Tour”, находящемся на одной площади с otogar`ом. Стоит она 25 дол., на чел., но цена вполне себя оправдывает: экскурсия интересная (что случается редко) и очень насыщенная, правда на английском. В нее входило посещение Pigeon Valley, подземного города Derinkuyu(8 подземных уровней доступны для осмотра), прогулка по фантастическому каньону (длиной 3 км, глубиной 60м) в Ihlara Valley, после обед в симпатичной деревушке Belisirma, примостившейся на склоне этого каньона, караван-сарай Agzikarahan и вид на сказочные пейзажи каппадокийских долин на закате. Правда, несмотря на то, что при покупке тура мы уточнили, что никакого шоппинга не будет, нас все-таки затащили в лавку горшечника на полчаса.

После экскурсии мы зашли поужинать в один из многочисленных местных ресторанчиков. Когда мы заканчивали ужин на улице начало твориться что-то невообразимое: налетел сильный ветер, вслед за которым пошел прямо-таки тропический ливень для полного счастья дополняемый еще и градом. Автобус наш отправлялся через 15 минут, а ливень и не думал заканчиваться. Мы топтались на пороге ресторанчика собираясь отдаться во власть непогоды, и были поражены доброжелательностью местного населения: один из официантов, взяв большой зонт, какой раскрывают над столиками в кафе, довел нас до автобуса, сам вымокнув при этом до нитки.

До Стамбула ехали около 12 часов. От отогара нас довезли на минибасе до района Султанахмет (исторический центра города), этот сервис входил в стоимость билета из Гереме. Оказавшись в центре мы были сразу атакованы служащим одного отеля которому удалось потащить нас за собой. Он предлагал отель за 20 дол./ночь на двоих, но нам не понравилось и длинная и запутанная дорога и сам отель. На экскурсии в Гереме мы познакомились с канадцами, которые уже побывали в Стамбуле. Они рассказывали нам, что останавливались в отеле Side, который им очень понравился. Мы нашли его легко, так как находится он в самом центре рядом с Голубой мечетью. Его здание разделено на две части: в одной отель по 45 за дабл, а в другой пансион по 35 - единственное отличие в пансионе нет телевизора и телефона, что нас вполне устраивало. Завтракали мы на открытой террасе, откуда могли наслаждаться видом Софийского собора, Мраморного моря и Голубой мечети.

В Стамбуле мы пробыли три дня. Посмотрели Айя-Софию, Голубую мечеть, подземные цистерны - Еребатан сарай, дворец Топкапы, мечети Сулеймана, Рустам-паши, Большой и Египеский базары, прокатились на катере по Босфору и просто погуляли по этому контрастному восточному городу, где сочетаются чистота центральной площади с грязью соседних улочек. Рекомендуем также не упустить случая посетить что-то вроде кондитерских с наивкуснейшими и наисвежайшими ни с чем ни сравнимыми турецкими сладостями и какой-нибудь рыбный ресторанчик, например на Галатском мосту. Мы были в ресторане Yildizlar - ужин на двоих с вином около 30 дол., особенно рекомендуем креветки с грибами запеченные под сыром. Огромное удовольствие мы получили, зайдя однажды вечером в ресторанчик на открытом воздухе рядом с Голубой мечетью (если стоять к ней лицом - это слева) под названием «Tea garden». Каждый вечер там была живая музыка и в тот вечер исполняли танец крутящихся дервишей. Именно в таких местах ощущаешь колорит восточного города. Мы сидели под звездным стамбульским небом, завернувшись в пледы, которые нам принесли официанты, курили кальян с яблочным табаком, пили восхитительный турецкий чай.

Не обошлось в этом огромном городе и без надувательтва, причем не со стороны турков. В одном здании с нашей гостиницей находился турфирма “Icem tours”, которую мы потом вспоминали нецензурными словами. Зашли мы туда с желанием купить билеты на автобус до Паммукале, а вышли с целым турпакетом: билетами до Кушадас, экскурсией в Эфесе, билетом до Паммукале и зарезервированным отелем там же. Проявили мы такую мягкотелость встретив в этой фирме впервые за несколько дней соотечественницу, от которой поэтому мы никак не ждали подвоха. Находясь под внушением этой гидры империализма мы не только переиначили свой, спланированный заранее маршрут, но и как выяснилось позднее немало переплатили. Не повторяйте наших ошибок: если вы встретили в чужой стране русского - это не значит, что он вас не обманет.

И вот вечером третьего дня пребывания в Стамбуле мы выехали на автобусе компании “Aidin” в Кушадасы (билеты на двоих 54 мил.). Eхали около 10 с половиной часов. Там нас встретили, пересадили в микроавтобус и повезли в Эфес.

Сам Эфес конечно очень впечатляет - амфитеатр на 24000 чел., библиотека Цельсия. Но как же хотелось очутится там утром или вечером, когда нет толп снующих туристов и насладиться той атмосферой древности, которая заключена в этих переживших многие поколения камнях. Увы, не все получается так, как нам хочется. Посетили мы также домик Пресвятой Богородицы, от которого, правда, осталось только основание, остальное достроено в XX в.

После этого мы отправились в Паммукале. Доехав туда уже к вечеру, мы быстро нашли зарезервированный отель «Кочак». Отель этот довольно средний, несмотря на наличие бассейна во внутреннем дворике. По нему было видно, что хозяева вкладывают деньги не в номера, а во внешний вид здания (впрочем, это беда многих турецких отелей, по свидетельству Lonely planet). Встав с утра пораньше, мы отправились на травертины. И тут нас ждало разочарование. Несмотря на то, что мы пришли до того как подвезли туристов на многочисленных автобусах и мы бродили почти в полном одиночестве, мы ожидали увидеть более впечатляющую картину. Может быть, раньше, когда вода текла туда куда хотела, было и лучше, но сейчас, когда гора покрыта либо самодельными, либо наполненными наполовину травертинами - это уже не то. Если вы все же хотите получить от этого удовольствие, то идите сразу наверх, и с обратной стороны находится абсолютно безлюдные и гораздо более привлекательные ванны.

Увидев, что народ прибывает, мы полезли дальше в гору к развалинам Иераполиса, который оказался с нашей точки зрения более интересным, чем окультуренный Эфес с его огороженными зонами для прохода, табличками и шумными толпами. Именно здесь мы почувствовали дуновение истории, оказавшись совершенно одни в залитом утренним солнце амфитеатре. После этого мы добрались еще до древнего храма апостола Филиппа на горе. Причем оказались свидетелями самоотверженной работы турецкого полицейского, который гонялся за какими-то нарушителями по этим развалинам. К сожалению, весь город мы посмотреть не успели - поджимало время чек аута в отеле.

Пока мы шли до отеля у нас в голове родилась одна шальная идея, которую мы и воплотили. Оставив вещи на ресепшене, мы полезли на травертины, но не там где стоит касса, и ходят все, а с дикой стороны горы, где нет никаких троп и где очень крутой склон. И тут мы поняли, что совсем необязательно платить их миллионы что бы посмотреть Паммукале, по кальциевым отрогам которого с этой стороны можно лазить сколько душе угодно без всяких ограничительных ленточек. Вылезши на самый верх мы повергли просто в состояние шока туристов и смотрителей увидевших нас по ту сторону красной ленты. Мы сразу ретировались назад, чтобы их не смущать.

Еще в Москве мы вычитали в Интернете и путеводителях про одно местечко в районе острова Кекова. Только мы не знали как оно называется точно: Кекова, Учагыс или Симена. В этом мы разобрались позднее. А сейчас мы добрались из Паммукале до Денизли, где уже есть офисы крупных автобусных компаний и стали пытаться найти автобус до Каша. Такого в наличии не оказалось. Тогда в офисе Kamil Koc мы купили билеты до Кемера по 20 мил. т. лир, надеясь от туда добраться до Каша. Тут-то мы и просчитались. Чем крупнее город тем проще из него куда-либо уехать, мы в этом еще раз убедились. Если бы, доехав до Антальи, мы вышли, послушав нашего попутчика турка-месхетинца, то все было бы по-другому. Надо сказать что сама дорога от Денизли до Антальи очень живописна так как пролегает по гористой местность постепенно спускаясь к морю.

Прибыв в Кемер в 20.00 мы узнали что все автобусы в нужном нам направлении уже ушли, а следующие будут завтра. Правда, если мы хотим, то в 2 км находится главное шоссе, на котором можно поймать еще долмуш. И вот мы в прямом смысле этого слова поперлись на шоссе. Простояли там 1.5 часа безрезультатно и поперлись назад, решив заночевать в Кемере. Тут мы просто ошарашены «великолепными» гостиницами и пансионами этого города грязнее и хуже которых мы не встречали в тех местах где мы уже побывали. Например, в 3-х звездочном отеле «Армения» за 40 баксов, была совершенно непотребная ванна. В конце концов мы нашли более или менее приемлемы вариант за 30 мил. т. лир. Сам Кемер нас неприятно удивил отсутствием того турецкого обаяния, которое мы встречали в других городах, и дороговизной.

На следующий день мы все-таки, после некоторых колебаний решили продолжить путь к намеченной цели. Мы доехали на автобусе до Финике(5 мил. за двоих), оттуда сделав пересадку до Демре (который также называется Кале) за ту же цену. Пока мы ехали мы все-таки разобрались и поняли, что нам нужен именно Учагыс, поэтому, оказавшись на автостанции, стали искать автобус идущий туда. Такой нашелся, но ехал он только через 4 часа. Увидев наши огорчившиеся лица, водитель автобуса предложил такси. Оказалось, что он делает всего один рейс на автобусе в день до Учагыса и обратно, а в остальное время стоит со своей машиной в качестве таксиста и ждет жертв. Бизнес по-турецки. Попив чаю и поторговавшись мы сошлись на 30 мил. т. лир за то, что он нас повозит по Демре (развалины Мир Ликийских и храм свят. Николая) и довезет до этой деревеньки. Надо сказать, что мы не знали толком, куда мы едем. Мы вычитали, что там очень красиво: маленькие бухточки, ликийские саркофаги, оливковые деревья и вроде бы есть какие-то пансиончики. Поэтому когда мы по довольно страшноватому серпантину проезжали какие-то захолустья, хибары, абсолютно туземные места, нам стало как-то не по себе. Но зато когда мы добрались до места назначения, мы поняли, что время, усилия и финансы были затрачены не зря. Мы попали как будто в затерянный мир. Это деревушка находилась в почти закрытой берегами бухточке, напротив выхода из которой находился остров Кекова. Водитель сразу подвез нас к одному из пансиончиков под названием «Ликия» и поскольку он сразу нам понравился, мы не стали ничего более искать. Это был 2-х этажный дом. Внизу жили сами хозяева. Наверху была замечательная терраса, на которой было так приятно завтракать, и 4 комнатки со всеми удобствами. Мы были единственными постояльцами у них и сошлись на 20 мил. т. лир за ночь за комнату с завтраком.

Это было совершенно фантастическое место. Во дворах у жителей стоят саркофаги 6 в. до н. э. и среди них пасутся куры. Причем туристов минимум и они друг другу не мешают. На самом же берегу находятся совершенно чудесные рыбные ресторанчики, в которых так приятно сидеть вечером, есть свежевыловленную рыбу, запивая прохладным белым вином и болтать с хозяевами.

Но, к сожалению, с завтрашнего дня начиналось время, на которое мы забронировали отель в Бельдиби, о чем теперь очень жалели. Надо сказать, что выбираться оттуда также тяжело, как и добираться: либо автобус раз в день, либо такси за 20 дол.

Встав с утра пораньше, мы отправились на поиски яхты, на которой мы могли посмотреть затопленные города у острова Кекова. В результате мы нашли вариант за 40 дол., (сначала это показалось дороговато). В конечном результате в стоимость вошла 3 часовая прогулка: подводные города, крепость и деревушка Симена, купание, легкий обед, Голубая пещера и дорога до Демре-Кале (в качестве морского такси). Это притом, что мы был на яхте только вдвоем (не считая капитана).

На этом, в общем-то, все интересное в нашей поездке закончилось. После этого были 5 дней растительного существования в отеле all inclusive в немецком (еще и наполовину детском) горланящем с утра до вечера обществе.

За это время с нами произошел очень показательный для курортных мест эпизод. В один из этих бесполезных дней мы собрались в Анталью. Там на набережной решили попить пива или чая. Зашли в ресторанчик. Надо сказать, что на протяжении всей поездки нас принимали за турков и очень удивлялись, когда мы говорили, что приехали из России.

И вот при входе мы перебросились с официантом «Мераба»-«Мераба» и сели за столик. Он нам принес меню на турецком. И вот тут произошла роковая ошибка. Нам захотелось апельсинового сока и как это будет по-турецки, в отличие от пива-чая-кофе, мы не знали. Просим на английском сока. Официант сразу расплывается в улыбке и приносит англоязычное меню. А там… В турецком чай 500.000 в английском 1000.000 и так во всем. Пытаемся заказать по турецком, но нам объяснили, что раз ты турист, то и плати денежки туристические.

Такое совершенно невозможно представить даже в Стамбуле, а тут, пожалуйста - курорт.

Таким образом мы проехали около 3000 км за 9 дней за 750 дол. на двоих. Причем отдыхали эмоционально настолько, что уже на второй день поездки было такое ощущение, что уехали из Москвы уже, по крайней мере, месяц назад.

<danila

07 февраля 2003 г.

Посмотреть обсуждение этого рассказа

Форум по обмену опытом поездок в Турцию