Маленькое Большое Путешествие

Декабрь 2002

Наше путешествие началось в Стамбуле. Друзья решили проехать по маршруту Памуккале-Эфес-Бурса и я присоединилась к ним. Не буду говорить, как было приятно попасть в декабрьскую «раннюю осень» Турции из холодной и бесснежной Москвы. Я предлагаю вам принять участие в нашем Маленьком Большом Путешествии. Поехали?

Мы покинули Стамбул в 8 часов утра и двинулись в сторону Измита. Было пасмурно, моросил мелкий дождь. За бортом автомобиля было +16 градусов.

Посмотрите, какой спецэффект создала природа. Солнце прорывалось сквозь тучи и отражалось в море… а получился очаровательный закат.

Расчетное время поездки до Памуккале составляло 10-12 часов. Нам надо было подняться высоко в горы и преодолеть несколько перевалов.

Городки, поселки и деревеньки сменяли друг друга. Пейзаж был потрясающим. Деревья еще зеленые, только кое-где видны окрашенные багрянцем кроны. В средней полосе обычно такое можно увидеть в конце сентября - начале октября.

Мы ведем беседу о Мустафе Кемале, о его жизни и смерти, о его роли в истории современной Турции. Я наслаждаюсь чередой гор и притулившихся у их подножья деревенек, где женщины никогда не выходят на улицу с непокрытой головой, где никогда не бывают иностранные туристы. Мы проезжаем мимо горных речушек. Опять начался дождь…

Время обеденное. Ищем ресторанчик, чтобы откушать форельки и немного отдохнуть. Но… первый день Байрама. Все закрыто. Наконец-то нам повезло. Маленький частный ресторанчик открыт. Никогда не думала, что можно так объестся рыбой! Правда, кроме рыбы было еще много всяких вкусностей и бутылочка старого вина…

Темнеет в это время года рано. В 5 часов уже можно считать звезды… Нет, сосчитать их невозможно! Обожаю звездное небо Турции! Пытаемся разглядеть созвездия, но какие мы астрономы! Безошибочно определяем только Большую Медведицу и Вегу… Скорее бы уже доехать!

Добрались. Травертины Памуккале подсвечивается прожекторами. Зрелище фантастическое, неземное.

Заселяемся в гостиницу, ужинаем и идем спать. Все дико устали. В ванной комнате обнаруживается дополнительный кран с термальной водой (+55 °С), насыщенной всяческими микроэлементами, в том числе железом. Принимаю ванну. Блаженство!

Утро. Погода потрясающая. Светит солнце, поют птички. Меня разбудили петухи. Проигнорировала, перевернулась на другой бок и продолжила сон.

Завтракаем. Осматриваем гостиницу. В бассейне никто не купается, декабрь все-таки ;-))) зато в термальном источнике (температура +50 °С) полно народу. Приходится немного подождать, чтобы сфотографировать.

Отправляемся на прогулку по окрестностям. То, что мы не видели под покровом ночи, сейчас просто завораживает. Мы высоко в горах. Под «ногами» долина реки Мендерес, перед глазами вершины Тауруских гор.

Собираемся в путь. Сейчас нам предстоит осмотреть Травертины Памуккале и город Хиераполис.

Я отдыхала в Турции не один раз и всегда отказывалась от экскурсий в Памуккале, не было сил и желания отрываться от шезлонгов и удаляться от моря, бассейнов и баров на большое расстояние, каждая секунда отпуска была на счету. Как же много я потеряла, и как много могут потерять такие же «туристы», как и я.

Видимо, скоро Памуккале могут закрыть на «профилактические работы». Воды не хватает, многие террасы уже потемнели. Пока еще открыта тропа для прогулок, но дальняя часть уже недоступна и обезвожена. Воду направляют искусственно, чтобы поддерживать внешний вид.

Мы совершаем босую прогулку по тропе. Водичка тепленькая, кайф!

Погуляв по термальной водичке, мы двинулись на осмотр бассейна Клеопатры (жаль, что не сфотографировала, но там было полно народу, вдруг бы им не понравилось, что их фейсы будут опубликованы в интернете?). В воде источника, породившего этот бассейн, содержится буквально вся таблица Менделеева! Эх, жаль, что сейчас декабрь, а то мы бы присоединились бы к турецким экстремалам и совершили бы заплыв в бассейне. Придется посетить Памуккале весной. Набираем воды из источника, будем оздоравливаться и омолаживаться внутренне.

Поднимаемся к амфитеатру Хиераполиса. Красота! Цветет мать-и-мачеха, кружатся бабочки, ветер разносит по воздуху паучков вместе с их паутинкой… Пытаемся уворачиваться, но не получается. Мы все в паутине и паучках. И это называется декабрь! Мы возмущены ;-)))

Хиераполису уже порядка 24 веков (его историю пересказывать не буду).

Один из храмов Аполлона превращен в музей (был закрыт), второй огорожен, ведется реконструкция. Все эти «глыбы» пронумерованы и лежат не просто хаотично, а по некому археологам понятному признаку (на фото сверху).

На мой взгляд, амфитеатр сохранился великолепно. Вид, открывающийся с верхней ступени, завораживает. Вообще, все, что мы увидели в этой поездке, завораживало и потрясало!

Погуляв (полазив) по амфитеатру, продолжаем прогулку по центральной улице города к останкам христианского (на мой взгляд) храма, я разглядела кресты.

За Храмом начинается Некрополь.

Привлеченные целебными свойствами термальных вод Памуккале «туристы тех времен» иногда умирали, не дождавшись долгожданного исцеления, Некрополь хранит в своих «стенах» собрание гробниц тех времен и народов. На гробницах еще сохранились древнегреческие надписи. Я сфотографировала два типа гробниц. Как видите, они разительно отличаются. В их «одновековой» принадлежности я не уверена.

И вновь в путь. Нас ждет Эфес! Движемся проселочной дорогой в сторону Измира, спускаемся в долину Памуккале, проезжаем мандариновые рощи и хлопковые поля, деревеньки (опять жалею, что не фотографировала). Выехав на трассу, покупаем наивкуснейшие мандарины (очень дорого! 2,5 кг - 1 доллар). Опять начинается дождь. И опять пора обедать. На этот раз мы наслаждались барашком, горячим лавашем и вкуснейшим десертом. Опять объелись…

До гостиницы в г. Сельчук (вблизи Эфеса) мы добрались сравнительно быстро. Поразили цветущие розовые кусты у гостиницы. Ужинаем, пьем вино, беседуем. В помещение дискотеки празднуют свадьбу. Со свадьбами нам повезло, встретили 4 свадьбы за все путешествие.

Опять утро и опять в путь. Проезжаем мимо Эфеса, нам необходимо подняться выше, к дому, в котором провела последние дни Святая Дева Мария, вывезенная Святым Иоанном из Иерусалима, после распятия Иисуса.

На фотографии слева вы видите тот самый дом, на фотографии справа молельное место и крестильный бассейн.

В доме Богородицы нельзя фотографировать, но я сделала снимок с улицы, вы видите христианскую икону (слева). На горном серпантине поставлен памятник (справа).

Мы помолились, поставили свечи, потом спустились немного ниже к святому источнику и набрали воды. Загадали желания на стене Желаний (на фото внизу) и спускаемся вниз к Эфесу. Надеюсь, что загаданные нами желания исполнятся. Хотя… на все воля Божья…

Эфес великолепен. Большой город и очень хорошо сохранился, хотя ему уже порядка 51 (!) века. О численности населения можно догадаться по наличию двух амфитеатров малому (ну очень маленький и более древний) на 800 мест (слева) и большому, рассчитанному на 25 тыс. зрителей (справа). К населению еще необходимо прибавить рабов, которым посещение зрелищ было запрещено… Большой был город, однако.

Рядом с малым амфитеатром я обнаружила куст ежевики. Объели…

Спускаемся по центральной улице. Задерживаемся на площади, где был похоронен один из правителей города, проходим мимо останков Дворца Воды. Спускаемся к библиотеке Цельсия.

Часть жилой части города реставрируют, она скрыта под навесами, жаль, что нельзя туда проникнуть. Магазинчик пряностей может и сейчас принимать покупателей, но «покупателей» туда не пускают, мы осмотрели интерьер через закрытую «дверь». По стенам развешены рисунки растений, полки заставлены пряностями и всяческой утварью. По причине плохой освещенности фотографировать было невозможно.

За библиотекой раскинулась большая торговая площадь, вернее то, что от нее осталось. Проходим по улице мимо, идем к большому амфитеатру. Опять начался дождь, а зонты мы оставили в «другом времени», приходится мокнуть, крыш, к сожалению, в Эфесе не осталось.

Возвращаемся. По пути встречаем толпу корейских туристов.

Наш путь теперь лежит к храму 7 спящих и церкви Святого Иоанна.

Площадь в Эфесе, чуть дальше Дворец Воды

Центральная улица Эфеса

В храм 7 спящих доступ закрыт железной сеткой, но любопытные туристы проделали в этой сетке небольшую дыру, в которую спокойно может пролезть среднестатистический мужчина. Лезем в лаз.

История этого маленького храма очень интересная. Святой Максимилиан и 6 его единомышленников, спасаясь от антихристианских гонений, пришли к этому месту и расположились на ночевку в пещере. Они спали 300 лет и когда проснулись, христианская вера была уже распространена. Они спустились в город и были приняты населением дружелюбно, но им не понравилось то, во что люди превратили веру. Вернувшись назад в пещеру, они опять заснули и уже навсегда. Потом на этом месте был возведен маленький храм, тела были захоронены. На потолке храма остался небольшой фрагмент фрески (фото внизу).

Теперь мы направляемся в церковь Святого Иоанна (внизу слева). Церковь была полностью разрушена. Но с 1996 года правительство Турции ввело в действие программу по восстановлению памятников истории. В эту программу попала также и церковь Св. Иоанна. Не так давно один из Пап Римских совершил молебен в этой церкви у захоронения Св. Иоанна (внизу справа).

Есть поверье, что если совершить 3 полных замкнутых круга по галерее, расположенной за захоронением, ваше желание может исполниться. Мы прошли 3 круга.

В церкви хорошо сохранилась канцелярия (видимо, бюрократические помещения не страдают нигде и никогда))), место для крещения, кельи монахов и место для отпевания усопших.

Но нам опять пора в дорогу… По самым оптимистичным расчетам в Бурсу мы доберемся только к 11 часам вечера. Необходимо перекусить, причем совместить обед с ужином. Решаем совершить свое очередное обжорство по середине между Измиром и Бурсой. Благополучно миновав Измир по объездной дороге, поднимаемся на очередной перевал. Погода надо сказать нелетная абсолютно, начался сильный дождь и спустился плотный туман, видимость буквально нулевая. Мама! Лучше закрыть глаза и подремать, чтобы было не так страшно… Крадемся… При первой же возможности останавливаемся на отдых и перекусон. В маленьком ресторанчике собираются праздновать очередную свадьбу, но нас обслуживают. Заказываем мясное ассорти, пиво и ракы. (Наш водитель, ласково прозванный мною Эклером, пьет исключительно воду и кофе на протяжении всего нашего марш-броска). Поели, грузимся в авто. Единственное желание у всех присутствующих добраться до постельки и спать, спать, спать… До «мечты», примерно, часа 3 езды.

Ура! Мы в Бурсе. До «упасть и заснуть» нас отделяет менее получаса. Регистрируемся в отеле, отказываемся от какого-либо приема пищи, и спаааааааать!

Воскресенье. Последний день Байрама, заключительный день нашего Маленького Большого Путешествия. Утром все проспали завтрак, почти. Бдил только Эклер, он же и был отправлен на поиски работающего обменного пункта. Но, увы, праздники, все закрыто, а в карманах уже не осталось мелких баксов и почти не осталось турецких лир. Слегка почертыхавшись, идем на пешую прогулку по Бурсе.

Город действительно очень красивый. Некоторые улочки абсолютно непохожи на турецкие, Европа одним словом, судите сами (фото слева). На фото в центре Башня Оружия в Парке Героев. На фото справа вид, открывающийся со смотровой площадки Парка Героев.

Парк Героев был создан после Первой мировой войны. Бурса была в центре жесточайших боев. В этом парке поставлен памятник всем погибшим. Там же по стечению обстоятельств находятся «гробы» семьи султана. Вход к гробницам был закрыт для посещения (посмотрели в окна, повздыхали).

В Бурсе находится одна из самых больших и старейших мечетей Турции Улу Джами (фото справа). Строительство было закончено в 1399 году. После окончания службы входим внутрь… Женскую часть нашей компании попросили покрыть головы, выдали белые платки (фото слева).

Мда… Выглядели мы, однозначно, белыми воронами. Осмотрели все «закоулки», пообвыклись, турки фотографировали, мы тоже. В любом храме трудно фотографировать, освещенность не в пользу любопытствующих.

Покинув Улу Джами, неспешно идем к гостинице. Посмотрите, какая милая площадь перед мечетью (на фото внизу слева).

В любом бывшем «советском» городе есть улица или проспект Мира. В любом турецком городе есть улица или площадь имени Ататюрка (Мустафы Кемаля), обычно это центральная улица города. На фото сверху справа вы видите конный памятник Отцу турков.

Рядом с нашей гостиницей в переулочке я заметила очаровательную маленькую мечеть времен сульджуков. Не правда ли, она очаровательна.

Пора, пора опять в дорогу, труба зовет. Грузимся в машину. Прощай, Бурса, очаровательный город, город выросший на останках крепостных стен, сложенных из камней, когда-то бывших частью византийских храмов, город, переживший множество разрушительных войн, город, выживший и оставшийся вечно молодым, и ставший городом студентов.

Возвращаемся в Стамбул! Мечтаем попасть на паром, чтобы сократить путь.

На шоссе чудовищная пробка… Плетемся за джипом, на бампере которого еще лежит снег. Значит, на Улудаге уже наступила зима. Радость омрачает скорость, с которой мы движемся… Опять почему-то хочется есть. Выбравшись из затора, останавливаемся в придорожном ресторанчике, поглощаем Искендер-кебаб (объеденье!!!), я запиваю его айраном, сверху накладываю кофеек… Интересно, что же случится в моем желудке? Поверьте, ничего не случилось, случился только приступ сонливости, чему способствовала очередная пробка… Боже мой, мы когда-нибудь доедем?! Мне же на самолет!!!

На паром не попадаем, полиция, усиленная армейским патрулем, заворачивает машины, придется проехать 200 км до Стамбула… Выползаем на платную трассу, та же история… Стоим… Ползем… Опять стоим… Закончился Байрам, вечер воскресенья, все хотят попасть в Стамбул… Похолодало и идет противный мелкий дождь… На шоссе авария, мы насчитали 7 машин…

Въезжаем в город в 10 часов вечера. Наше Маленькое Большое Путешествие закончилось. Все устали. Как же обидно!!! Мне обидно вдвойне, мне сегодня улетать домой, а там, между прочим, -17 градусов зимы!!! Не хочу!!!

Аэропорт. Чартерный рейс, заявленный на 35 минут раньше указанного билетного времени, вылет задерживается на 40 минут от указанного билетного времени (противные чартеры). По моим расчетам, прилетев, я успею бросить сумку и, если потороплюсь, то не опоздаю на работу. Придется выспаться в самолете. Вопрос когда? Там же постоянно кормят!

Закрываю глаза, сон приходит моментально… Снятся стайки бабочек, резвящихся над Памуккале… Очаровательно! Дяденька пилот, не трясите, пожалуйста, самолет, давайте полетаем вместе с ними))))))))))

Утром следующего дня в Стамбуле выпал первый снег.

P.S. Выражаю свою признательность и благодарность всей нашей честнОй компании истинных путешественников: Динчеру, Алексею, Светлане и Илкеру.

Так же прошу простить мне некоторые ошибки в названиях и хаотичное изложение событий))))

Ваша Мерся

<Mersedes>

07 февраля 2003 г.

Посмотреть обсуждение этого рассказа

Форум по обмену опытом поездок в Турцию