Старый Новый Год в Стамбуле

Опубликовано 2 апреля 2002

1. Вводная часть

Решили мы с друзьями (я с мужем и семейная пара из Питера) съездить в Стамбул и встретить там Старый Новый Год. Ни разу до того там не были. Билеты и страховку прикупили в турагентстве, а отель я нашла сама и забронировала. Предварительно, изучив по инету город, решила, что лучше всего жить в районе Таксим, где расположены консульства разных стран, в отеле 4-5*, не ниже, и, как потом выяснилось, оказалась права. В Лалели живут, в основном наши челноки, в Султанахмет ночью пустовато - на улицу не выйдешь. А в Таксим жизнь кипит в любое время суток. Можно гулять без боязни, сколько влезет.

Летели мы в Стамбул с компанией «Пан Украина» на ТУ-154. Летели тихо, уши не заложило ни разу, кормили хорошо. Сразу скажу, что при всех прочих тех же условиях, на обратном пути, заложило уши по полной программе и питание было отвратительное - это уж турки такое загрузили. Летели мы из Внуково и туда же вернулись. В этом есть большой плюс - все формальности проходят мгновенно. В Стамбул самолет вылетел без опозданий, а на обратном пути - на час позже, но это же чартер.

Аэропорт в Стамбуле великолепен. Огромный, современный и информационно насыщенный. Прилетели, быстро прошли формальности, купили визу по 10$ на человека и на нанятом минибусе за 20$ на всех доехали до отеля - это нормально, т.к. ехали полчаса. Отель наш парадным подъездом выходил прямо на площадь Таксим. Это самый центр современной европейской части Стамбула.

Только мы подъехали и остановились у подъезда, как по гранитным ступенькам, застеленным ковром, сбежал к нам очаровательный юноша и потащил наши чемоданы в вестибюль. Менеджер отеля предложил нам две пары ключей, и в сопровождении того же юноши мы отправились на лифте на 8-й этаж выбирать номера. От тех, что смотрели окнами на город, мы отказались и выбрали те, из которых открывался вид на Босфор.

В номере ковровое покрытие, две удобных кровати, телефон, телевизор, шкафы, тумбочки, столы, зеркала, стулья-кресла, минибар-холодильник, кондиционер. Подарили мы менеджеру красивый календарь настенный про «Золотое кольцо» России, так на следующий день нашли на столиках в номерах по блюду с фруктами и печеньем. Завтраки в отеле были скромные, но достаточные, на выбор: яйца «в мешочек», омлет, мюсли, соки, молоко, колбаса, сыр, брынза, жаренные крохотные сосисочки, маслины нескольких сортов, хлеб (тостер стоял рядом), булочки, масло, джемы, помидоры, апельсины, чай, кофе (отвратительный). Сам ресторанчик для завтраков в отеле очень миленький, уютный, с солидными картинами на стенах.

Пока ехали мы из аэропорта в отель, уже получили массу впечатлений. Во-первых, никто из нас не ожидал, что Стамбул настолько современный, а во-вторых, мы не представляли насколько он холмистый. В общем, не успевали крутить головой, глазеть по сторонам и разевать рты. Мужики наши (сами-то давно автомобилисты, всё время за рулем) замерли, побледнели и затихли. Потом уже они признались, что балдели, когда наш автобусик несся на всех парах по кое-где узковатым, крутым улочкам с двусторонним интенсивным движением, где по бокам еще и масса припаркованных машин стоит. Вопрос о взятии машины напрокат отпал сразу сам собой.

Освоившись в отеле и отдохнув, вышли мы на улицу…

2. Стамбул

Краски.., Звуки.., Запахи..! Сразу скажу, что даже на рыбном рынке в Стамбуле нет привычной нам вони. Представляете, как воняет на наших рыбных рынках? А там пахнет морем и свежестью. Может потому, что была зима? Может летом не так, не знаю.

Значит, вышли мы из отеля и окунулись в праздничную толпу. В Таксиме толпа всегда почему-то праздничная. Люди в общей массе одеты хорошо. Это не значит, что они в мехах и длиннополых пальто - нет, вкуса у них хватает. В основном в куртках, как и мы, по погоде. Лица красивые, не пустые, улыбчивые.

Прямо перед входом в отель начинается Истикляль джаддеси (Проспект Независимости). По нему мы и пошли, пошли, пошли…

Проспект пешеходный, мощеный каменными плитами, соединяет площадь Таксим и вход в туннель около залива Халич. Истикляль это центр прекрасных бутиков, торговых пассажей, кафе, ресторанов, баров. Здесь расположены консульства России, Швеции, Голландии, Англии, Франции. Ходит трамвайчик по нему, который называется «ностальгический». Одноколейная трамвайная линия проложена по центру улицы и имеет разъезды, где встречные трамвайчики вежливо минуют друг друга. По сторонам трамвайных путей стоят огромные кадки с лиственными зелеными (в январе) деревьями. Въезд автомобилей на Истикляль строго воспрещен, но! Мы видели их там неоднократно. Улица по длине примерно, как наша Тверская, но поуже Старого Арбата. Здания 8-10 этажей. Все разные, красивые, построены в конце ХIХ - в начале ХХ веков. В центре проспекта находится площадь Галата. В этом районе находится первая светская средняя школа Галатасарайский лицей, цветочный пассаж с пивными барами, Рыбный пассаж (песнь о его кафешках см. далее) и галатасарайская турецкая баня (ругань о ней тоже дальше).

В первый день мы гуляли по району Таксим, спускались к Босфору, а потом на Истикляль зашли в красивый ресторанчик и попросили принести нам всякой турецкой еды по одной порции на всех четверых, но всякого разного, что есть. Что тут началось! И телятина, и баранина, и баклажаны, и лепешки, и креветки, и… Ладно, не буду. Скажу только, что запивали мы всё это замечательным турецким пивком (вкусное и лёгкое, от него в сон не клонит). А когда к нам подвезли «маленький» столик со сладостями, мы, уже откинувшись на спинки кресел от невозможности сидеть нормально, только горестно вздохнули. Вкусной едой мы забились до горла так, что еле-еле выпали на улицу и побрели в сторону отеля. По дороге слегка продышались, потом, в номере, мы выпили: мужики коньячка, а мы с Катей «Бейлиса» (ликер такой замечательный). Сладкую закусь купили в магазинчике по дороге. Любовались ночным видом на Босфор и с гудящими ногами, в полном блаженстве заснули в удобных кроватях.

Во второй день прогулялись мы по Истикляль, повосхищались, да и вышли в конце концов крутыми улочками к проливу Халич. Подошли поближе к Галатскому мосту через Халич с видом на Старую европейскую часть Стамбула.

В этом месте к мосту сходит оживленная автомобильная магистраль. Несутся по ней потоки машин и автобусы, бегут далее по широченному мосту и растворяются в древнем городе. Вид такой, такая красота, что захватывает дух. Когда вышли мы к этому месту, было и солнечно и одновременно туманно. Впереди, за проливом, тут и там из тумана среди общей массы зданий, всплывали силуэты сплюснутых куполов, обрамленных призрачными в тумане тонкими и высокими минаретами. Каждый минарет имеет по высоте несколько круговых балкончиков-галерей.

А слева Халич сливается с Босфором, и вместе они вплывают в Мраморное море. Чайки, масса чаек вокруг, россыпь корабликов, катерков разноцветных на воде. Вокруг: шум автомобилей, гортанная речь, крики чаек и, вдруг, как в рекламном фильме, именно в этот момент, возникла песня муэдзина. Его голос, усиленный громкоговорителями, расположенными на балконах минаретов, поплыл над нашими головами, над городом, над водой… в эти минуты мы ощутили себя в центре Мироздания. Как-то сразу дошло, что Стамбул действительно Вторая Столица Мира со времен Римской империи. Что и сейчас это единственный город Мира, расположившийся и в Европе и в Азии и что он в 5 раз больше Москвы. Всё это вкупе сразу за душу берет, проникает в сердце и остается там навсегда!

Пошли мы по мосту. Широченные пешеходные пространства, у ограждений множество рыболовов, на удочках и спиннингах у которых, в несколько рядов рыбки пойманные вьются. Здесь же продают сладости и вкуснющие мягкие бублики, щедро обсыпанные какими-то мелкими зернышками.

Перешли мы на другой берег и по набережной пошли влево, в сторону Мраморного моря. Там причалы, кораблики уходят на прогулку, в пришвартованных ярких шаландах свежевыловленную рыбку жарят. Не забывайте, январь! Кричат свои рекламные речевки уличные торговцы. Воздух - упоительный, ароматы - тоже, красота неописуемая!

Пошли вперед, свернули направо и пошли вверх по крутой улице. Народу здесь почти никого, рядом - путь скоростного трамвая, идем, по сторонам глядим, вокруг красиво! Мы с мужем дальше пошли, зашли в сувенирный магазинчик. Там классные настенные барельефы-портреты из натуральной кожи продавались. А друзья наши (Катя и Игорь) остановились, чтобы понять, куда же дальше? Стоят, рассуждают, а рядом какой-то молодой мужчина стоит и пирожок ест. Послушал он, послушал их, да и заговорил с ними по-русски. Выходим мы из магазинчика… друзей потеряли! Огляделись, видим, они там застряли, общаются, а с кем - не видим, далеко это. Мы их дождались, и дальше вместе пошли. Катя говорит: «Это гид, совладелец турбюро, мы от него отделались, сами всё увидим». Идем мы дальше вверх по улице, потом случайно глаза подняли… Говорят, что в Риме отовсюду виден купол собора Святого Петра. Это, конечно, преувеличение. Но мы вспомнили это высказывание, когда вдруг, над крышами обычных домов, над станцией скоростного трамвая, увидели сквозь туман знаменитый на весь Мир Храм-музей Святой Софии.

А дальше мы устремились в эту Айя-Софью. Вход платный. Сумма незначительная, не запомнилась. Сам храм вовсе не красный, как мы думали, а бледно кремово-розовый. Внутри действительно сохранены и христианские мозаики и мусульманские символы - круглые щиты с надписями на арабском языке, именами Аллаха, Мухаммеда, 4х халифов и внуков пророка.

Там очень красиво и как-то душевно, уютно, тепло. Там-то особенно ясно ощущается, что политики крутят свои игры, а нам всем вместе вполне уютно могло бы быть на Земле без их сволочной политики.

Вышли мы оттуда в благостном настроении и уже довольно голодные. А тут у входа клубятся какие-то телевизионщики с камерами. Надо упомянуть, что мы архитекторы, а Игорь лингвист. Вот эти телевизионщики набросились на нас и попросили поучаствовать в какой-то их юмористической передаче. Игорь перед камерой по бумажке турецкий текст прочел, совершенно не понимая что говорит, но с великолепным артистизмом. Все просто упали от восторга! Опять общаемся, смеемся, а один по-русски стал говорить. Я его и спрашиваю, где здесь неподалеку есть какое-нибудь интересное местечко, где можно скромненько и со вкусом пообедать. Он нас и повел. А Катя мне сказала, что это тот самый гид, с которым они только что на подступах к Софии распрощались. Ну, я ж не знала. В дальнейшем мы благословили тот момент, когда скорешились с этим нашим Ниязи, которого между собой прозвали Изюм. Привел он нас сначала в свой, рядом расположенный офис. Там мы у него купили посещение кабаре Гар с концертной программой. Договорились, завтра вечером за нами приедут, отвезут туда и потом привезут обратно. А насчет обзорной экскурсии по городу, сказали, что подумаем. Потом он проводил нас в ресторанчик на верхнем этаже какого-то отеля, а сам ушел. А оттуда вид сверху на весь старинный район Стамбула Султанахмет, на залив Халич и даже вдали Таксим виден. Вобщем, вид почти на весь Стамбул. Было солнце, а слева, с запада, наплывала дождевая туча.

Мы там вкусненько поели (невкусно поесть в Стамбуле затруднительно, если не сказать невозможно), пофотографировали с балкона, а к концу нашего обеда Ниязи пришел. Мы-то были уже никакие, не пьяные (пиво только пили), а усталые и объевшиеся. А он и говорит: «Я хочу вам бесплатную экскурсию подарить». Ну, мы и пошли, не потому, что бесплатно, а потому, что интересно.

Показал он нам площадь Ипподрома; мавзолей, построенный сыном Султана Ахмеда 1-го, Османом 2-м и мечеть Ахмедие (Голубая мечеть). Ну, слов нет! Всё произвело неизгладимое впечатление. Голубая мечеть мощнее Св. Софии. Архитектурно впечатляет сильнее. Внутри она огромная. Все стены, 4 огромные колонны и купола выложены керамикой. Она вся светится. Это трудно описать, надо видеть своими глазами.

Очень Ниязи радовался общению с нами. Говорил, что мало россиян приезжают городом насладиться, большинство - на рынки, на рынки спешат. Конечно, он нас вычислил. Признался, что увидел в руках у нас путеводитель на русском языке, купленный нами в Стамбуле. А там путеводители на разных языках - разных цветов. Вот он нас и пас около Св. Софии, а мы и клюнули. Потом очень этому рады были. Ну вот, мы горячо поблагодарили Ниязи за эту экскурсию, попрощались, взяли такси и поехали в отель, чтобы упасть в горизонталь.

На третий день, мы ж не святые и, кроме того, россияне, поехали мы в Капалы Чарши или, как его еще называют, Золотой Базар или Гранд Базар. Это огромный крытый торговый город. Там запросто можно заблудиться. Сводчатые галереи, сувенирные лавки, ювелирные, антикварные лавки. Площадь его 30 гектаров! 80 проспектов и улиц, 3,5 тысячи лавок, в которых работают около 15 тысяч торговцев. Это еще и центр ювелирного мастерства.

Магазины и лавки Капалы Чарши продаются и сдаются за килограммы золота. Число мастеров ювелирного дела доходит до 1,5 тысяч. Предположительно, там хранится до 10 тонн золота. Мы там зятю купили, по его просьбе, турецкие штаны, жилетку и тапки с загнутыми носами. Там ничуть не менее интересно, чем в любом музее. Мы там пол дня гуляли с отвислыми челюстями.

Вечером повезли нас в кабаре Гар на шикарном мини автобусе. Мы с Катей утешали друг друга, что надо эту самодеятельность перетерпеть для общего колорита. Там нас усадили на лучшие места, прилично покормили, слегка напоили, а шоу-программа оказалось просто высшего качества! Никакая не самодеятельность! Выступали настоящие профессионалы. Народные танцы, песни и танцы живота - всё на высшем уровне. В программе участвовали турки и арабы. Наших нанятых не было. В полном восторге мы уехали в отель. Так закончился третий наш день в Стамбуле.

Не буду больше утомлять и писать подробно про каждый день. Опишу из этих дней самое интересное.

Конечно, в один из дней поехали мы с Ниязи в обзорную экскурсию. Посмотрели массу красот, а самое главное, попали в азиатскую часть Стамбула. Без него мы бы туда не поехали. Много современных районов со зданиями прекрасной архитектуры. Поднялись мы на нашем экскурсионном мини автобусике на высокую гору, где стоят телевизионные и радиовышки. Там мы пообедали. Кафе симпатичное, в турецком стиле. Там нельзя алкоголь употреблять. Пили айран. Стены расписаны, столешницы столов представляют из себя большие латунные подносы с чеканными узорами. Вокруг столов расположены диванчики и пуфы. Кормят очень вкусно. Там устроена смотровая площадка, потому что место высокое, и прекрасный вид открывается через Босфор на европейскую часть Стамбула. Однако мы этого вида не увидели, был сильный туман, зима ведь, зато увидели азиатскую часть - тоже очень красиво.

А еще, в один из дней, решили мы с Катей сходить в Хамам (турецкая баня). Узнали, что около Истикляль, в районе площади Галатасарай есть большой хамам. Пошли, нашли, вошли, оплатили. Не буду специально описывать, что такое хамам и каким он должен быть. Здесь интерьер был приличный, правда с потеками на купольном потолке. А вот массажистка воняла пoтом, всё время входили-выходили ее сестры-дочки, одетые. Топали грязными туфлями там, где мы босые ходили, холодный воздух из предбанника к нам запускали. Шампунь был отвратительный, видимо, самый дешевый из тех, что продаются на самом последнем рынке, полотенца крохотные и драные. Потом, когда мы вышли одеваться, эти грубые наглые тетки стали дополнительные деньги выпрашивать и выдирать банкноты из наших рук. Когда мы дали «на чай» и попросили чаю (извините за тавтологию), нам его подали за дополнительную высоченную плату. Вобщем, не баня, а позор!

Но это не испортило общего восторженного впечатления от Стамбула.

Побывали мы там и в старинных уголках и в районах с небоскребами, в уютных турецких кафе сиживали частенько, заходили в огромные современные торговые центры вроде московского подманежного. Кстати сказать, возник вопрос, почему в Москву из Турции везут на продажу низкосортные шмотки, когда там полно качественных стильных вещей? Непонятно!

А в последний наш вечер в Стамбуле мы пошли в рыбный пассаж на Истикляль. Там много кафешек, и из каждой выбегают к вам с меню в руках зазывалы. Зашли мы в одно кафе, и повели нас наверх по спиральной каменной лестнице. Из каменных стен вдоль всей лестницы торчат деревянные бруски, а на них размещена замечательная коллекция старинных радиол, патефонов и т.п. В огромных нишах стоят глиняные кувшины выше человеческого роста. Наверху, у входа в зал, на стене в раме под стеклом коллекция старинных бумажных денег. Внутри зал с высоченными (кое-где каменными сводчатыми, а кое-где деревянными с балками) потолками устроен, как турецкий дворик: окошки, балкончики… в этом «дворике» стоит старинная карета. А с потолка на цепях свисает множество старинной металлической утвари. Это огромные богатейшие коллекции, которые висят на цепях. Там коллекция весов, утюгов, кувшинов. На стенах размещены сковороды и накладки на дверные замки. Всё это старинное, настоящее. Мы подумали, сколько же средств и вкуса вложено в этот интерьер! Там еще живая музыка, вкусная еда и, вообще, там изумительно. Гуляли там две компании молодежи. В одной только парни. Нам показалось, что это фанаты какой-то спортивной команды. А в другой - и парни и девушки. Они праздновали день рождения одного из них. Мы обратили внимание на то, что все они пили довольно много, но не напивались до зюзиков, как наши. Все друг к другу внимательны, доброжелательны. Танцуют и поют. Но только свои песни. Никакого американизма. А их музыка это, доложу я вам, не наша попса!

Наутро, Ниязи, всё на том же автобусике, проводил нас в аэропорт. И мы, нагруженные подарками для родных, турецкой халвой, лукумом, а, главное, неизгладимыми впечатлениями, отбыли домой в Москву.

Вот и весь рассказ. Но, на самом деле, это только начало. Мы полюбили Стамбул. Это замечательный город, в замечательной стране. Люди там не по-нашему приветливы и радушны. На улицах улыбаются. Пьяных не видели. И теперь я мечтаю снова попасть туда. Сейчас устраиваю поездку на 6 дней с 6-го июня. Уже забронирован отличный отель 4* в районе Таксим с фитнес-центром с бассейном, со своим хамамом. Уже Ниязи ждет нас со своими замечательными экскурсиями… так что всё еще впереди!

Не все фотки здесь мои. Голубая мечеть, интерьер Святой Софии, Капалы Чарши, причалы Старого Города и Ночной Истикляль сосканированы мною из книги, а вестибюль отеля - из буклета отеля. Остальные фотки мои.

<Kuraga>

Посмотреть обсуждение этого рассказа

Форум по обмену опытом поездок в Турцию