Опубликовано Октябрь 2003
На самом деле по программе посещается не только Мирра, но и замечательное место с названием Демре , и древний затонувший город Кекова. Маршрут рассчитан на целый день и предполагает достаточно ранний отьезд из отеля.
Дорога не близкая, поэтому после размещения в комфортабельном автобусе есть время погрузиться в одно из самых приятных состояний расслабленности и спокойного созерцания. Мягкое движение автобуса, который почему-то хочется назвать не иначе, как лайнер, проплывающие за окном пейзажи завораживают. Можно снова беспрепятственно любоваться красотой гор и моря . Автобус идет с хорошей скоростью, мягко покачивая туристов, словно в колыбели. Скорее всего с экскурсоводом повезет. Если это неравнодушный к своему делу человек, то послушать можно, и с большим удовольствием. Вначале освещается программа текущего дня, а потом перебирается масса тем , особенно о традициях и местных нравах, укладе жизни и культуре. На каждый вопрос дается довольно подробный ответ. Где-то через часа полтора на маршруте в горах совершается остановка - пора размяться, выпить свежеотжатого апельсинового сока, посетить магазинчики с национальными сувенирами. Времени не много , и минут через 15 все снова занимают свои места . Дорога затейливо вьется среди горных массивов и просторных долин. Наконец впереди и немного слева блеснет морская гладь - мы снова возвращаемся к побережью и далее на всем пути до Демре море будет сопровождать нас. Наверное, для того, чтобы понять какое на самом деле оно бескрайнее и прекрасное, нужно посмотреть на него с высоты. И такая возможность предоставляется неоднократно на пути после того, как мы миновали маленький городок Финике- признанный центр по выращиванию лучших на побережье апельсинов. Автобус забирается все выше и выше по серпантину . Красота морского простора и изрезанного лазурными бухтами берега , которая раскрывается перед глазами, с трудом поддается описанию. Безбрежное, спокойное синее море, при взгляде на которое возникает ощущение как от прикосновения к шелку, обрывистые берега, уходящие причудливыми формами в пучину вод, тихие, живописные бухты, в которых вода словно мерцает из глубины зеленым и голубым аквамарином. И столько простора, солнечного света, свежего ветра и воистину Божественной красоты всего окружающего творения, что хочется петь от неизьяснимого счастья и хлопать крыльями.
Автобус замедляет ход и останавливается - туристы покидают салон , разминая на ходу слегка затекшие члены . Первый пункт нашего путешествия - древние скальные гробницы Демре и римский амфитеатр у подножия горы. Сказать по правде, я никогда не разделяла любопытства определенной доли путешественников, которые сразу срываются с места в карьер и ,старательно потея ,забираются по довольно отвесным скалам в надежде не только заглянуть в разломы высеченных в скале мемориальных порталов, но если удастся, то и забраться во внутрь. Мне милее рассматривать всю панораму многочисленных гробниц без вмешательства в их покойное существование - то есть снизу и с отдаления. Скальные гробницы Демре представляют из себя целый комплекс разбросанных по южному крутому склону горы древних захоронений возрастом более 2х тысяч лет. Каждая гробница с внешней стороны украшалась очень богато и причудливо. В скале камнетесы вырубали каменные портики по типу древнеримских , которые пышно украшались барельефами и резьбой. Часто по тематике барельефов можно было без труда определить прижизненное занятие усопшего .
Но, сказать по правде, мы не задерживаемся долго на этом этапе осмотра, потому что впереди нас ждет амфитеатр. И о нем мне хочется рассказать особо. Кто впервые в мире придумал эту удивительную архитектурную форму и какой благодатью он был наделен, не известно . Но то, что амфитеатр полон удивительных тайн - чувствуешь всегда, когда возвращаешься туда снова . Как и чем можно обьяснить , что можно часами сидеть на древних и стертых каменных ступенях, не думая ни о чем, ощущая такой мир и гармонию в душе, когда нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее и оно бесконечно. А в это время незримо в душе затягиваются сами собою старые раны, растворяется усталость и печаль , Приходят новые силы . . . Есть еще одна странность - когда впервые посещаешь это место, то, как и положено приличному туристу, вначале исправно ходишь за экскурсоводом, но вдруг понимаешь, что уже не слушаешь его . Понимаешь , что непонятным образом воспинимаешь другой рассказ - когда сами собой заговорили камни, резные арки и полуразрушенные барельефы - сам амфитеатр рассказывает о себе. И молча бродишь среди древних руин , прикасаясь руками к теплым камням , впитывая в себя память этого места .Новое восприятие не складывается в слова, оно приходит помимо слов. Не стоит удивляться , если вдруг у вас появится необьяснимое желание снова вернуться сюда , чтобы молча посидеть на стертых каменных ступенях . Это странно живое место , которое общается с тобой и помнит очень многое. Внутренне пространство в нем организовано странно, прекрасно и по-иному .
Снова садимся в автобус . Следующий пункт назначения - древний город Мирра, в центре которого расположена базилика Святителя Николая Мирры Ликийского. Расстояния незначительные, пробираемся по каким-то узким и пыльным улочкам города- маленькие дома, повсюду длинные стеклянные теплицы. По словам гида современный город стоит практически на древнем городе, хотя это видно и без пояснений . Благодаря этому жители постоянно имею проблемы с полицией и местными властями ,так как любые земляные работы даже на собственном земельном участке требуют специального разрешения и чуть ли не присутствия властей. Это требование вызвано тем, что древний культурный слой просто под ногами и любые земляные работы - по сути археологические раскопки, в процессе которых на свет Божий из земли извлекаются бесценные древности. Ну вот наконец-то и базилика. Неторопливо спускаемся по вымощеному уклону . Храм одновременно и музей , и действующая археологическая площадка , и реставрационная мастерская. Сверху над базиликой, которая за время своего существования заметно "ушла" в землю , раскинут огромный полог, который , видимо призван защищать от дождя . Место не просто древнее, а очень древнее. Оказывается, что изначально здесь был возведен языческий храм Артемиды - об этом напоминают резные капители колонн, балюстрад и портиков, которые активно использовались при возведении христианской базилики. Трудно себе представить, что эти колонны стоят уже более 2 тысяч лет. В нишах сохранились древние фрески, на которых с трудом угадывается лик Святителя Николая и других святых. Основной зал - высокий , с прекрасной акустикой. После яркого солнца кажется темным, скорее тенистым, но не сумрачным. Плиты пола сильно стерты, в отдельных местах вмурованы фрагменты древних мозаик, смальта которых не потеряла своего цвета за две тысячи лет . Центральное место занимает алтарь, очень простой , окруженный невысокими колоннами. За алтарем почти что в стене находится странная низкая каменная галерея -внутри темно, хоть глаз выколи, под ногами камни и неровности. Так вот, по поверью, чтобы снять с себя бремя грехов нужно пройти по этой галереи в полусогнутом состоянии определенное количество раз. И вот картина - группа туристов, разных национальностей и возростов, вспотев от усилия "накручивают " круги. Совет один - заалтарная часть храма столь же закрыта для входа посторонних, как и сам алтарь, поэтому беготня озабоченных своими грехами граждан по сути оскверняет храм , поэтому лучше воздержаться от желания сомнительным способом облегчить свои грехи. Внутренний двор заполнен осколками резных колонн, фрагментами барельефов - разглядывать эту красоту на самом деле можно до бесконечности . Есть в этом храме особенное место. В правом пределе, в нише стоит саркофаг, в котором покоились мощи Святителя. Покой мощей был нарушен лишь однажды, когда по приказу Папы Пия какого-то папские легаты с большими почестями забрали мощи и перевезли их в Ватикан, опасаясь осквернения святыни после падения Византии в период становления Османской империи. Но саркофаг остался. Древний , пожелтевший мрамор, сложная плотная резьба, на верхней крышке помещалось, видимо, изображение Святого, покоившегося в полный рост. Но сейчас оно сбито, остались только отдельные фрагменты одеяния. В этом месте тебя вдруг тебя окутывает тишина, разговоры стихают, или невольно переходят на шепот . Почему это происходит и что чувствую люди, стоя рядом с саркофагом - каждый найдет свое обьяснение, но сердце храма - именно здесь . Не будучи человеком глубоко верующим, однажды я была свидетелем того, как совсем небольшая группа паломников из России пришли поклониться этой святыне. Я помню эти застывшие, неподвижные силуэты, в молчании почтительно и трепетно склоненные перед святым местом.
И еще одно, прикоснитесь легонько к саркофагу , если почувствуете непреодолимое желание это сделать, и попросите втайне Святителя Николая о чем-то очень важном и сокровенном для вас . . . После посещения базилики наступает черед времени обеда - все просто, быстро и не требует особого описания. Снова небольшой переезд на автобусе - теперь держим путь в порт.
По дороге не оторвать глаз от пейзажа за окном и не устешь поражаться тому, как современные постройки соседствуют с античными древностями, к которым, похоже, никто не испытывает особого почтения - все заросло буйной зеленью, тут же пасутся козы и раскинулись плантации баклажанов. Современность соседствует с Древностями, но их не замечает…
Порт на самом деле с большой преувеличением можно назвать портом. Пирса нет, длинный причал тянется параллельно береговой линии, справа бесконечная череда маленьких ресторанчиков, кафе и баров, рассчитанных на туристов. Останавливаемся практически в самом конце причала - перед нами целая череда цветастых типичных турецких корабликов . Происходит энергичное выяснение с местными мореходами которая из них арендована для нас - отыскивается среди прочих. По узенькому качающемуся трапику перегружаемся поочередно на борт судна. Быстро и грамотно лавируя отчаливаем. На борту громко звучат национальные турецкие мотивы, капитан в одних светлых шортах, загорелый до черноты пожилой турок тут же за штурвалом, хорошо виден всем, пританцовывает, припевает, но дело свое знает хорошо. Через пару минут выходим в море и ложимся на курс к виднеющемуся вдали большому острову - впереди встреча с древней Кековой. Довольно жарко. Выходим на нос - там есть где присесть, и устремляем свои носы туда же, куда направлен нос судна . Здесь какой-то особенный морской бриз. Подставьте свое лицо встречному теплому, благоухающему ветру, физически сможете ощутить что это настоящий солнечный ветер. Переход занимает минут 20.
Потом судно резко сбавляет ход и, затаив дыхание, на цыпочках , входит в заповедные воды. Воды на самом деле заповедные, так как Кекова обьявлена национальным заповедником и порядок доступа туристов контролируется очень строго. Мастерство капитана сквозить во всем - мы подходим на минимальное расстояние от берега и идем, почти не создавая волны. Кекова - очень странный город, во всяком случае , то, что сейчас можно увидеть. Представьте себе длинный горный хребет, который лежит в море. Градус уклона - думаю, не меньше 45 . И на такой наклоненной тверди размещен целый город , вырубленный в скалах. Каменные дома, узкие улочки, все состоящие из ступеней, непонятные площадки. Внизу - останки портовых сооружений - пирсов, причалов, складов. Город погиб от землетрясения более 1.5 тыс. лет назад, он просто сполз в море и сейчас его часть покоиться под водой. Когда идешь на корабле и свесив голову за борт всматриваешься в таинственный глубины, то можно различить какие-то строения, улицы, порт. Интересно - не то слово. Для археологов - материала просто не меряно, поэтому режим охраны заповедника предельно строгий - под водой нетронутый древнеликийский город 1, 5 тысячелетней давности. Много можно отдать за то, чтобы , облачившись в акваланг , просто посмотреть , что там внизу по-ближе. Вся группа стоит на палубе и молча, затаив дыхание, смотрит на медленно проплывающий перед нами древний город - а город молча смотрит на нас - между нами 1.5 тысячи лет и узкая полоска бирюзового моря… Панорама города заканчивается, яхта совершает разворот , прибавляет ход и ложиться на обратный курс. Снова на борту звучат турецкая музыка ( во время движения мимо Кековы капитан трансляцию прекратил, во как). Движемся вдоль сказочно живописного берега. Одна за другой следуют маленькие манящие бухты. Не знаю, с чем это связано, но такого ошеломляющего потока чистых, ярких красок окружающего мира редко где встретишь. Неимоверно прозрачное и голубое море, красивейшее побережье, на котором причудливые камни соседствуют с буйной южной неизвестной мне растительностью. Чтобы неугомонные туристы смогли в поной мере насладиться этой красотой, яхта неторопливо заходит в очередную бухту и становится на якорь. Милости просим всех купаться. Большинство путешественников сразу же сказываются в воде, и сразу откуда ни возьмись появляются молодые турецкие предприниматели на скутерах, которые по сходной цене предлагают желающим эх-прокатиться. Сказать по правде, появление этих шумных бензиновых чудовищ портит красоту момента, но что поделаешь. После непродолжительного купания снова отправляемся в путь. По дороге посещаем еще одну местную достопримечательность - фосфорную пещеру.
Особое развлечение состоит в том, что приличный по размерам корабль с ювелирной точностью вписывается в границы входа и мы имеем возможность созерцать часть внутреннего свода и перспективу пещеры, не сходя с борта судна. Заход эффектнее самой пещеры. Все аплодирую капитану. Следующая остановка - порт. Оставшиеся 20 минут пути приятно провести на носу корабля -сидеть и смотреть, как лучи солнца, расщепляясь на целый пучок, уходят в глубину вод и где-то там соединяются в одну точку, переливаясь и мерцая. И качаясь в ритм волнам, вдруг начинаешь понимать откуда эти движения рук, плеч, тела , весь ритм национальных турецких танцев - это движение и ритм морских волн.
Когда сходишь на берег, первую минуту ноги что-то продолжают выделывать сами, словно подстраивются под качку палубы . Смешно, но быстро проходит.
Автобус принимает довольных и уставших путешественников в свои обьятия . Обратный путь больше не предусматривает остановок , и автобус экспрессом идет до Кемера, в дороге почти все спят . Уталость от счастливых впечатлений - лучшая в мире усталость. Солнце медленно клонится к закату. Заканчивается еще один день , оставляя в памяти неизгладимый калейдоскоп 100% впечатлений .
Октябрь 2003
<Nina>
Обсуждение этого рассказа
К странице "Впечатления о Турции"
Форум
по обмену опытом поездок в Турции
|