Когда Тимурленг был в Акшехире, пришел в город дехри (философ-материалист) и
объявил: “Я хочу предложить вопросы. Если есть у вас искусные ученые, давайте устроим состязание”.
Тимурленг собрал именитых граждан города и сказал: “К нам пришел со стороны ученый и хочет состязаться
с вами в науках естественных и материалистических. Он странствует, ходит по всему свету. И если вы не
выставите против него человека, ум которого постиг различные науки, он повсюду расславит, что в Руме
ученый люд иссяк и исчез, а это поведет к умалению нашего достоинства среди государств и народов”.
Старейшины города устроили совещание и сперва хотели было с сожалением
признаться, что, действительно, у них ученых нет, но потам подумали: “Нет, так не годится, нужно найти
выход из положения и спровадить эту погань”. Они решили вызвать ученых из Коньи, Кайсери, но кто-то
заметил: “Звать ученых со стороны, - на это потребуется много времени, и этим мы только обнаружим
собственное ничтожество, да это и унизит нас среди жителей нашего города. Говорят ведь: “Умный совет
идет от дураков”. Давайте узнаем, как смотрит на это наш ученый ходжа. Может быть, он что-нибудь
придумает, и мы сплавим этого чужака, который нашего языка не знает”.
Все нашли это предложение удачным и, позвав ходжу, рассказали ему, в чем дело. “Ладно,
- заметил ходжа, - вы предоставьте это мне. Если я утихомирю его метким ответом, - ну великолепно; а нет,
так вы скажете: “Это - человек тронувшийся, дувана, и сам залез сюда на собрание”. И вы выставите против
него другого, ученого человека. Только, если будет мне удача, - от всех вас я желаю подарочек.
Благоволение государя в счет нейдет”. - “Голубчик ходжа, - закричали старейшины, - ты только не посрами
нас, а уж там, что пожелаешь - все для тебя сделаем”.
В назначенный день на площади города были разбиты палатки, и эмир Тимурленг со
свитой, все одетые в золото, разукрашенные, величавые, предстали в военных доспехах и оружии. Потом
явился и дехри, растрепанный весь, чудной, и уселся около Тимурленга. Когда все собравшиеся расселись,
стали поджидать ходжу. Вот, наконец, пришел и ходжа с громадным сарыком на голове; на нем надет был биниш
с широкими рукавами; позади шли Хаммад и другие его ученики. Ходжу посадили по правую руку государя.
Выпили шербет, и, когда передохнули, выступил вперед дехри и торжественно
очертил круг, потом, как бы требуя от ходжи ответа, взглянул ему в лицо. Ходжа поднялся к, проведя как раз
по середине круга черту, разделил таким образом круг на две части и тоже посмотрел на дехри. Потом
провел еще черту, перпендикулярно к первой, и разделил круг на четыре равные части. Делая знак рукой, он
три раза как бы тянул к себе, а одну часть как бы отталкивал в сторону дехри и опять посмотрел на него.
Дехри знаком одобрил решение ходжи, давая понять, что он знает эту задачу. Потом дехри сложил руку в виде
распустившегося тюльпана и несколько раз поднял пальцы кверху. А ходжа сделал наоборот и, держа ладонь
книзу, опустил пальцы; дехри опять согласился. Наконец дехри указал на себя и, изображая пальцами, как
будто это ходит зверь по земле, провел себе по животу, как будто оттуда что-то выходит. А ходжа достал из
кармана яйцо и, показав его, начал махать руками, изображая, что он летит. Дехри одобрительно закивал. Он
встал и, склонив почтительно перед ходжой голову, поцеловал ему руку и поздравил государя и вельможей
города, что среди них находится такое “чудо времени”.
Присутствовавшие на собрании были очень обрадованы исходом и со своей стороны
тоже поздравили ходжу, избавившего их от срама. Все начали подносить ему в подарок деньги, заранее
приготовленные на всякий случай, а кто пообещал дать после; Тимурленг тоже осыпал ходжу драгоценными
дарами.
Когда все разошлись, падишах, приближенные и вельможи города отозвали дехри в
сторону и через переводчика сказали ему: “Из ваших знаков мы ничего не поняли. Что вы говорили ходже, и
что он такое вам ответил, что вы признали это соответствующим истине?” Дехри объяснил: “Между учеными
греческими и учеными еврейскими существует разногласие о сотворении мира. Так как мнение
мусульманских ученых об этом мне не известно, я очень хотел узнать истину. Я поэтому изобразил
шаровидность земли. Ходжа мало того, что подтвердил это, - он еще линиями, проведенными им, разделил
землю на северное полушарие и на южное полушарие. Потом он провел еще линию, перпендикулярно к первой, и
три части потянул в свою сторону, а четвертую - ко мне, - он хотел сказать, что три части земного шара -
вода, а одна четверть - суша: так он объяснил “семь климатов” земли. Потом, чтобы обследовать тайны
создания и творения, я поднял пальцы кверху, указывая на растения, деревья, источники, рудники. А ходжа,
наоборот, опустил пальцы книзу и тем, согласно последним изысканиям ученых, правильно объяснил мне, что
все это - благодаря дождям, изливающимся с неба от действия солнечного света и прочих высших небесных
тел, и что так рождаются и произрастают на земле творения. Тогда, показывая на себя, я говорил, что
творения, возникающие на земле, размножаются путем дифференциации частей; при этом я, по-видимому, о
значительной части одушевленных предметов выразился неясно. А ходжа достал из кармана яйцо и, делая
рукой движения, как будто он летит, намекнул на летающих тварей. Таким образом, кратко, но вразумительно
он высказался о создании мира и о многочисленности человеческого рода. Из этого я понял, что ваш ученый
действительно гений, обладающий знанием наук небесных и земных, или, иными словами, наук осязаемых и
реальных. И вы можете гордиться, вы, его земляки и соотечественники, таким ученым знатоком естественных
наук”.
Проводив дехри с почестями и подарками, все окружили теперь Ходжу и стали
расспрашивать также его. Ходжа сказал: “Ну что там говорить! Это человек больной, жадный, голодный, как
собака. Вы-то наговорили мне про него, что он - ученый, и только напрасно взволновали меня. Я пришел; как
вы видели, он очертил рукой круг, - он подумал: “Ах, вот если бы был поднос с пирожками!” Я сперва
разделил поднос надвое, по-братски; смотрю, а он и в ус не дует. Тогда я разделил на четыре части: три
части взял себе, а одну часть дал ему. Бедняжка согласился и закивал головой, как бы говоря: “Мне и этого
довольно”, - хотя, на самом деле, он хотел больше. Потом он сказал: “Вот если бы изготовили плов, мы бы
покушали!” А я прибавил: “Да, но нужно сверху посыпать сольцы, положить перцу, фисташек, изюму и так
далее”. Так мы разрешили и этот вопрос. Потом он показал себе на живот, а рукой показал, что он пришел
издалека и давно уже не кушал ничего вкусного. А я сказал ему, что я еще более проголодался, чем он: от
пустоты в желудке я так потерял в весе, что могу летать, как перышко. Встал я утром, и жена всего-то и дала
мне яичко. А тут вы пришли за мной, и я не успел съесть даже яйцо и положил его про запас в карман. Вот и
все”.
Присутствующие, вспоминая изречение: “Что я спросил у тебя? А ты что понял?
Удивительная история!” - изумились тому, как, несмотря на разность восприятия, вопросы и ответы
удовлетворили обе стороны.
|