|
Где мудрость, утраченная
нами ради знания?
Где знание, утраченное
нами ради сведений?
Томас Элиот. |
В наши дни, когда на право духовного наставничества современного человека претендуют многочисленные религии и вероучения,
слова "суфи", "суфии" и "суфизм"
все еще остаются тайной за семью печатями практически для всех.
Если такая "религия" существует, то почему ее адепты не
пропагандируют своих взглядов на улицах и не распространяют листовки,
где точно бы указывалось, что они,
суфи,
собой представляют и как намерены облагодетельствовать человечество?
Между тем, на протяжении тысячи лет сущность суфизма пытались постичь вначале ученые Ближнего и Среднего Востока,
а затем и всего мира, однако об успехе этих усилий
даже сейчас говорить, мягко говоря,
преждевременно. Поэтому любые попытки кратко объяснить,
кто такие суфии, можно рассматривать
лишь как первый шаг на пути к постижению этой по-настоящему
волнующей тайны...
Итак, "суфи" - это человек верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему
(Высшему существу)и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению.
Жизнь, подчиненная
какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой,
и суфи обычно именуют себя людьми Пути,
имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего.
*Суфизм - (на арабском-тасаввуф, буквальный перевод
- одетый в шерсть,
от арабского "суф"-грубая шерстяная ткань,
власяница-отличительный знак аскета) религиозно-филосовское учение
(мистико-аскетическое течение),сложившееся в рамках ислама.
Предположительно возникло в середине II/VIIIв.
на территории нынешнего
Ирака и Сирии и оказало огромное влияние на арабскую,
персидскую и тюркскую литературы.
В основе суфийской идеологии лежит мистическая любовь и приближение к Богу,
непосредственное общение(и слияние) с ним в интуитивных экстатических
озарениях. Для суфизма характерно сочетание
метафизики с аскетической практикой.
Члены некоторых суфийских орденов на своих собраниях устраивают радения с песнопениями и плясками,
во время которых впадают в мистический экстаз.
Исторически суфизм связан с исламом, и это не случайно.
Благодаря Мухаммаду и его последователям
свет единобожия озарил обширные пространства Востока,
и исламу было суждено стать мостом между христианским
западным миром, впитавшим в себя эллинизм и иудаизм,
и мирами Будды, Патанджали и
Лао-Цзы, откуда было заимствовано понятие "Путь" и некоторые сопутствующие этому понятию взгляды,
а также медитация, используемая суфи.
Суфизм шел от практике к теории, и
первоначально его носителями
были дервиши-странники, бродившие по необъятным просторам мира от Гибралтара до Ганга.
Суфи пытались указать людям прямой путь к Богу без посредников-священников,
и это вызвало враждебное
к ним отношение исламских богословов-ортодоксов.
Суфи стали подвергаться преследованиям
и среди них
появились мученики, пострадавшие и казненные за свои убеждения.
Но, как это уже не раз было и будет в истории
человечества, интерес к запретному и преследуемому учению только повышался и оно становилось массовым.
В этих условиях ортодоксальные исламисты нашли единственно правильный выход:
признали учение суфи одной из ветвей ислама и легализовали его.
Теоретики раннего суфизма, как и Патанджали,
Лао-Цзы и многие другие восточные мудрецы,
считали целью своего
учения нравственное совершенствование человека,
а не создание массовых организаций,
участвующих в политической
жизни стран и народов. И именно политическая "неангажированность" учения привлекла к нему крупнейших интеллектуалов
исламского Возрождения-ученых и поэтов.
Также влекла их и глубокая терпимость этого
учения, допускающего любой, лишь бы искренний Путь к Богу! Этот скрытый,
но мощный экуменизм, ненавистный
тем, кто манипулирует верой и убеждениями людей в политических целях,
открыл суфизму путь к сердцам
европейцев.
Cуфи живут по формуле "в миру, но не от мира".
В миру они пребывают, как все, выполняя предписанные окружающим их обществом законы и правила(если они не противоречат принципам нравственности и человечности) и стараясь как можно лучше
сделать мирскую работу. Но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости от общества
и всегда абсолютно свободны от честолюбия,
алчности, интеллектуальной спеси,
от слепого повиновения и благоговейного
страха перед вышестоящими в мирской иерархии.
Никакие общественные законы ничего не могут изменить во Вселенной суфи.
Они следуют своим принципам мышления и склонностям,
оставаясь совершенно независимыми от похвалы или порицания мирских авторитетов.
Все сказанное относится к историческим судьбам суфийского учения,
однако не дает ответа, как стать суфи.
Суфи нельзя стать - им нужно быть!
И первая цель суфийского учения-помочь человеку,
не знающему о том, что он суфи, постичь
свою суфийскую сущность. "Быть суфи означает быть таким,
каким ты был до того, как появился в этом мире",-
сказал по этому поводу знаменитый суфи,
багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли.
"Я никогда не принадлежал ни стране,
ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье.
Еще юношей я уже ясно осознал
бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых
большинство людей добиваются всю жизнь"
- писал Альберт Эйнштейн.
Иранский теоретик и историк суфизма ал-Худжвири из Газни еще в XIв. предвидел судьбу своего учения.
Он писал в книге "Раскрытие скрытого за завесой",
что на Земле во все времена жили и будут жить несколько тысяч "тайных суфи",
причем многие из них даже не будут догадываться о совершенстве своего состояния.
Именно эти люди придают истории человечества
определенную направленность, обеспечивая ее приближение к Истине.
Путь к своей цели "тайный суфи" может пройти с учителем,
и тогда он,возможно, будет более легким,
приятным и скорым.
Этот же путь может быть пройден самостоятельно,
ибо великие суфийские учителя прошлого: Ибн-Араби,
Манайи, Хайям, Саади,
Аттар, Руми,Хафиз, Джами,Ансари и многие другие оставили на нем свои знаки для идущих вослед.
Но этот самостоятельный путь окажется,
возможно, более трудным, отягощенным колебаниями и сомнениями...
Когда же первая цель достигнута и человек осознал себя суфи,
ему начинает открываться иной мир,
иная Вселенная,та самая,
что по словам ал-Худжвири, скрыта за завесой людской суеты,
и он обретает столь необходимое в наше время спокойствие и уверенность,
начинает распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего и учится анализировать содержащуюся в них
информацию, для восприятия которой человеческая логика непригодна.
!Вторая и главнейшая цель суфийского учения
- помочь суфи в его восхождении к Истине.
Путеводная звезда в этом движении
едина для всех суфи, и имя ей-Любовь.
Значение Любви в суфийском мировоззрении так огромно,
что великий шейх ибн-Араби и его последователи называли суфийское мировоззрение "религией Любви".
Как и всякое восхождение, Путь суфи имеет свои этапы,
стадии или уровни. Единого мнения о количестве этих уровней в суфийском учении не существует.
Достигнуть их и двигаться дальше к вершине суфи может индивидуально,
и с помощью
великих Учителей прошлого, и в общении с себе подобными.
"Окруженный стеной сад Истины"-так назвал свою книгу Санайи,
великий суфи и поэт из Хоросана. Нужно попытаться найти дверцу в этой стене и открыть ее.
Удается это не всем. Попавший в конце своей жизни под мощное влияние суфийской поэзии, Сергей Есенин писал:
....В Хоросане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
Путь в сад Истины у каждого свой и найти его непросто,
но искать необходимо. Любые советы здесь бессмысленны...
*Не маловажное место в суфизме занимали и занимают женщины-дервиши:
например великая святая мученица и поэтесса Рабийа
(СофьянТхаври),Омм Хайян Салмия, Алуф Мавсали,
Тохфа, Амина Рамлия, Омм Хесан, Омм Айман
(Азиза),
Ом Али(Фатима), Хавса и многие другие.
Легализация суфизма на первых порах способствовала росту его популярности.
В средние века в исламском мире постоянно возникали,
дробились и исчезали суфийские братства,
носившие имена основавших их суфийских
лидеров. Затем в суфийском движении
наступил период спада, но отдельные братства сохранили свое
влияние и в наше время.
Цитировал и переводил Afacan из изданий: Идрис Шах "Сказки дервишей",
"Караван сновидений".
В фотоальбоме
Турция.Ру, в разделе
Каппадокия, есть фотографии
танцующих дервишей.
|