Сегодня в российском туристическом бизнесе просматриваются две важнейшие тенденции: с одной стороны, рынок испытывает процесс консолидации, с другой – все большее число компаний отказываются от узкой специализации на нескольких странах в пользу более широкого спектра предлагаемых туристам направлений. Диверсификация началась еще несколько лет назад, когда взлет курса евро привел к заметному подорожанию европейских туров и резкому падению спроса на них. А недавние трагические события в Юго-Восточной Азии лишний раз подтвердили оправданность подобной политики. Разумеется, большинство игроков стремятся расширить поле своей деятельности, в первую очередь, за счет наиболее востребованных и прибыльных маршрутов. Ведущие туроператоры, занимающие лидирующие позиции в той или иной стране массового отдыха россиян, уже приступили к освоению оставшихся направлений.
В преддверии туристической выставки Mitt2005, проходящей в эти дни в Москве, компания "Тез Тур" официально объявила о выходе на рынок континентальной Испании. В качестве базовых курортов выбраны Коста Дорада и Коста Брава.
На самом деле, выхода нового игрока на испанский рынок ожидали еще прошлым летом, а о соответствующих планах компании на предстоящий сезон стало известно зимой, посему на официальное сообщение рынок отреагировал вполне спокойно. Высказывались, правда, опасения, что это может привести к демпингу. Необходимого для ценовой войны запаса финансовой прочности одному из крупнейших отечественных операторов действительно не занимать, и некоторые элементы "войны" все же будут присутствовать. Например: стоимость испанских туров декларируется в долларах, а не в евро – на фоне массовой "евризации" цен на европейские туры этот ход способен привлечь внимание клиентов. Правда, особо обольщаться не стоит, любителям путешествий по бросовым ценам рассчитывать не на что. Несмотря на попытку выхода на новый рынок, "Тез Тур", по всей видимости, сделает ставку на собственный опыт и авторитет, не прибегая к демпингу. Да и в целом предстоящим летом путешествия станут еще более дорогим удовольствием: помимо традиционного ежегодного повышения цен, свою печальную лепту внесет и неминуемое подорожание авиатарифов, обусловленное никак не желающим сбавлять темп ростом стоимости "черного золота".
Многие наблюдатели воспринимают шаг "Тез Тур" как новый виток конкуренции с другим крупнейшим оператором – "Натали турс", являющимся признанным монополистом на испанском направлении и контролирующим около 50% этого рынка. Год назад "Натали" решила заняться Турцией, где традиционно сильны позиции "Тез Тура". Компания начала выполнять программу на Мармарис, а в этом году обещает предоставить своим клиентам полный спектр предложений по ведущим турецким курортам. Так что, можно сказать, конкуренция между крупнейшими операторами продолжает нарастать. Необходимость расширения и диверсификации рынков, равно как и меняющиеся внешние условия, заставляют игроков "вторгаться" в чужие вотчины. Каждый стремится максимально повысить лояльность агентств-партнеров, в том числе предоставляя им возможность удовлетворить практически любую заявку, не обращаясь к помощи других операторов. Однако даже если монстрам турбизнеса и удастся отнять друг у друга часть клиентов, эти потери окажутся, скорее всего, незначительными. Жертвами экспансии падут более слабые мелкие компании, за счет которых и будет происходить завоевание "китами" новых мест под жарким турецким или испанским солнцем. Так что предстоящее лето для туристического бизнеса обещает быть горячим. Но это нормальное явление, констатируют эксперты. Возможно, уже недалек тот день, когда весь рынок массового отдыха будет полностью поделен между несколькими крупнейшими операторами.