Эти страсти - выражение глубочайших противоречий в современном мире. Противоречий между Исламом и Западом, между религиозным и светским обществом, между журналистами и политиками, между различными концепциями о роли веры в мире и свободе прессы в обществе. Вполне вероятно, что карикатуры вызвали такую бурную реакцию, потому что представили Мохаммеда не как человека мира и справедливости, а как отца терроризма и насилия.
Первой акцией протеста на публикации карикатур стала демонстрация 5000 мусульман в Копенгагене. Через неделю дипломаты исламских стран выразили протест премьер-министру Дании Расмуссену. 10 января в норвежской христианской газете карикатуры были воспроизведены. Это вызвало новую волну дипломатических протестов, и Саудовская Аравия и Ливия отозвали из Копенгагена своих послов. Начался бойкот датских товаров и сжигание национальных флагов Дании и Норвегии.
Масштабы мирового скандала оказались таковы, что первоначально отказавшийся от встречи с послами 11 мусульманских стран Расмуссен вынужден был повернуться на 180 градусов, принять их и принести свои сожаления, признав, что карикатуры оказались оскорбительными для чувств мусульман по всему миру. Извинился за публикацию и главный редактор газеты Jyllands-Posten. Но этого оказалось совершенно недостаточно. Когда стало известно о новых публикациях карикатур, новая волна протеста прокатилась по исламскому миру. Сектор Газа и Западный берег стали ареной самых эмоциональных и масштабных выступлений, где их организацией занялись "Фата" и "Хамаз". Имам мечети Омари в Газе сказал 9000 собравшимся, что те, кто допустил публикацию, должны быть обезглавлены. "Если они хотят религиозной войны, то мы готовы", - заявил Хасан Шараф, имам в Наблусе. В Рамалле протестующие сожгли датский флаг и скандировали: "Наш возлюбленный бен Ладен, взорви Динию!"
Выступления протеста прокатились по всей планете, от Ближнего до Дальнего Востока, от Индонезии до Северной Африки. Сжигались не только датские и норвежские, но и французские и немецкие флаги. В Турции были отменены представления Западной оперы. В Лондоне прошла демонстрация перед посольством Дании, где участники выкрикивали угрозу о том, что "7/7 возвращается!"
"Новый могучий дух поднимается во всей исламской нации. Мир больше не может игнорировать то, что мы чувствуем", - заявил в минувшие выходные ведущий проповедник Саудовской Аравии Салех бин Химаид в переданной по телеканалам проповеди в Великой мечети в священном мусульманском городе Мекке. В минувшие выходные все политические лидеры всеми доступными им средствами старались успокоить мусульман. Президент Франции Ширак и премьер-министр Виллипен пытались выработать компромисс между свободой прессы и уважением религиозных верований. Джек Стро, министр иностранных дел, строго осудил републикацию карикатур. То же самое сделал и госдепартамент США. "Карикатуры действительно оскорбительны для мусульман", - заявил представитель Госдепартамента США Куртис Купер. Во Франции лидеры как Католической, так и Иудейской общин осудили публикацию карикатур. "Свобода прессы никогда не была абсолютной. Она предполагает ответственность и наказание", - заявил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Протестами, охватившими полмира, ислам пытается продемонстрировать свою силу и доказать то, что ничто не может нанести вред Исламу. На самом деле все происходящее - свидетельство крайней его уязвимости. Истинная сила выражается в мудрости. Именно ее и не хватает тем, кто провоцирует выплеск агрессии и разжигает вражду. Истинной мудростью в противовес выступлением воинствующих имамов отличаются слова президент Афганистана, Хамида Карзая: "Настолько, насколько мы должны осуждать случившееся как мусульмане, так же мы должны уметь прощать и не раздувать пламя межкультурного и межрелигиозного конфликта".