По сообщению ISNA, министр торговли Турции Кюршат Тюзмен в интервью газете “Хюрриет” заявил, что Турция будет добиваться увеличения внешнеторгового оборота с Ираком до уровня 10 млрд. долл. США в год. По его словам, в 2005 г. стоимость турецкого экспорта в Ирак составила 2, 7 млрд. долл. США, из которых 2, 5 млрд. долл. США пришлось на нефтепродукты (ГСМ).
В начале января т.г. турецкие компании прекратили поставки своих товаров в Ирак, т.к. долг Ирака за поставленные ГСМ составил 1, 02 млрд. долл. США и продолжал расти. В связи с этим Правительство Турции приняло решение “о замораживании” срока полного возврата иракского долга турецким компаниям до конца 2006 г., при условии, что Ирак ежемесячно будет выплачивать банковскую неустойку в размере 3% от оставшейся суммы долга. Этот вопрос уже согласован с иракской стороной. Предполагается, что и в 2006 г. стоимость экспорта турецких нефтепродуктов в Ирак превысит 2 млрд. долл. США.
Ранее сообщалось, что Иран также заинтересован в значительном увеличении экспорта своих нефтепродуктов в Ирак и Сирию. С этой целью рассматривается проект строительства экспортного нефтепровода по маршруту Иран – Ирак – порты Сирии. В настоящее время основную часть иранского экспорта в Ирак составляют “ненефтяные” товары, прежде всего, продовольствие, медикаменты и автомашины. При этом всё большую роль играют речные торговые перевозки по маршруту порт Хорремшехр (Иран) – порт Басра (Ирак). Эти порты расположены на пограничной реке Шатт – эль – Араб.
Кроме того, в настоящее время через территорию Ирана осуществляется транзит крупных партий туркменского топлива в Ирак. Туркменское топливо (бензин и дизельное топливо) доставляется железнодорожным транспортом на пограничную железнодорожную станцию Астара (Азербайджан) и морским транспортом в порт Энзели (Иран), а затем иранскими, турецкими и иракскими автоцистернами через пункт пропуска Хосрови (Иран) в Северный Ирак.