Национальный турецкий алкогольный напиток - анисовая водка ракы - может лишиться привилегированного статуса. По настоянию ЕС, Турция в числе прочих условий вступления в эту организацию, должна уравнять акцизы на ракы с акцизами на другой алкоголь, в основном импортный, который в Турции значительно дороже местной «анисовой».
«Я пью ракы под хорошие закуски, с рыбой, в длинных тонких стеклянных стаканах, разбавляя один к одному водой и добавляя лед. Собирается большая компания мужчин, все разговаривают о политике, слушают народную музыку и поют. Бывает, что все берутся за руки и раскачиваются в такт…» - рассказывает любитель раке стамбульский шофер Осман.
Любовь к крепкой анисовой настойке пришла в Турцию из Греции, которая долгое время входила в состав Османской империи. В XIX веке напиток пользовался популярностью среди европеизированных жителей турецкой столицы. Раке употребляли, в первую очередь, офицеры и курсанты, которых мусульманское духовенство обвиняло в падении нравов.
Говорят, что славу народного напитка анисовая получила благодаря основателю Турецкой республики Мустафе Кемалю Ататюрку, который, путешествуя как-то по Мраморному морю, впервые в жизни попробовал ракы. Выпив первую рюмку водки, производимой в те годы греками, Ататюрк воскликнул, что такой волшебный напиток может сделать любого пьющего поэтом.
В богатых виноградниками регионах Турции раке готовят так: спирт, полученный из молодого виноградного вина, настаивают на анисовом корне, а потом еще дважды перегоняют для очистки. Готовый напиток разливают в бочки, где выдерживают до трех месяцев. В одном из трактиров на берегу Босфора на стене строки известного поэта Орхана Вели: «Мне б стать рыбой и очутиться в сосуде с ракы!» Хозяин Сардар на круглых объёмистых медных подносах приносит клиентам закуски-мезе. Кусочки дыни, сардины, хуммус, цацики, острые, с пряностями, салаты.
По словам самого Сардара, название «ракы» произошло от сорта винограда «разаки», из которого и готовится напиток: «Когда отменили государственную монополию на алкоголь, производителей ракы и других крепких напитков стало много больше. Появилась серьезная конкуренция, цены увеличились. Сейчас поллитровая бутылка качественной ракы стоит около пятнадцати долларов, импортный же алкоголь - на порядок дороже. Несколько лет назад сортов ракы было всего два, теперь все изменилось».
На турецком рынке представлены более двадцати разновидностей анисовой водки. Наряду с классическими, всем известными «Ени ракы» или «Кулюп», появились новые марки. Например, «Алтынбаш», то есть «Золотая голова», который из-за дороговизны предпочитают бизнесмены-нувориши, богема и высшие государственные чиновники. Как же различить сорта турецкой водки? «Сначала, конечно, понюхайте неразбавленный напиток, затем попробуйте, - рассказывает обозреватель отдела потребительских товаров газеты "Поста" Айше Орз . - После этого добавьте воды, и сделайте глоток. Небольшой секрет: если настоящую водку смешать с водой, она становится молочно-белого цвета, а если этого не происходит, значит, увы, водка фальшивая».
Поддельная ракы – увы, не редкость. В последние месяцы от отравления некачественным алкоголем погибли 19 жителей Стамбула. Первые случаи были зафиксированы в начале этого года. Тогда несколько посетителей одного из столичных ресторанов начали терять сознание и временно лишаться зрения. Позднее отравились еще несколько человек, купивших напиток в супермаркетах. В ходе расследования в одном из стамбульских пригородов обнаружили завод, выпускающий поддельную водку. Были конфискованы миллионы бутылок, готовые для продажи.
На этом алкогольном скандале сумели нажиться крупные фирмы-производители, которые стали рекламировать свою продукцию как «самую настоящую». Одна из фирм сообщила, что в продажу поступает новая партия раке, которую можно будет узнать по золотым крышкам вместо серебряных. Для демонстрации преимущества нового бренда Beylerbeyi менеджеры выбрали старый европейский рекламный трюк - «идею трех поколений». На стамбульских улицах недавно разместили более тысячи билбордов с изображением современных турецких юношей на фоне портретов предков.
«Каждую картинку сопровождает слоган - "Я ждал три поколения", - говорит менеджер рекламного агентства Мюге Ючил. - Но это того стоило!» Название бренда происходит от расхожей фразы «бей лер беи», то есть «господин господ». Три поколения джентльменов призваны отражать преимущества тройной дистилляции, благодаря которой раке этой марки становится «чистейшей формой».
Недавно в Турции было освоено производство пшеничной водки по российским рецептам. Напиток пользуется довольно большим спросом и продается под маркой «Стамбульская вотка», через букву «т». Однако любовь турок к раке остается неизменной. По информации СМИ, в самое ближайшее время турецкая водка начнет в больших объемах экспортироваться в Японию и Китай.