"Раньше многопрофильными операторами, обслуживающими несколько направлений, были только TEZ Tour и "Пегас",- сказал "Бизнесу" генеральный директор туристической компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко.- Сейчас большинство туроператоров стремятся расширить количество направлений. Они переносят отработанные технологии на новые рынки. Например, турецкие операторы осваивают Тунис: он схож с Турцией климатом, отсутствием необходимости получать визу и т. п.". По мнению Шевченко, укрупнение игроков, рост их многопрофильности, создание альянсов туроператоров с авиакомпаниями, а также увеличение количества агентских сетей - естественный процесс развития рынка за последние два-три года.
Места под турецким солнцем хватит всем
По мнению заместителя председателя совета директоров "Туральянс-холдинг" Игоря Корепанова, серьезная борьба туроператоров за доли рынка ожидается в этом сезоне на турецком и испанском рынках. Она обусловлена выходом на турецкий рынок крупнейшего оператора по Испании "Натали Турс" и выходом на испанский рынок крупнейшего оператора по Турции TEZ Tour, о чем "Бизнес" уже писал.
По словам заместителя генерального директора "Натали Турс" Татьяны Чувилкиной, в Турцию ее компания намерена отправить в 2005 году 35 тыс. туристов. "Мы собираемся сделать это не за счет прироста рынка, а с помощью тех клиентов, которые давно искали качество и сервис европейского уровня,- говорит она.- В Турции достаточно мелких и средних операторов, которые работают кое-как. Едва ли у нас возникнет необходимость бодаться с TEZ Tour". По словам Корепанова, войти на турецкий рынок для "Натали Турс" не составит большой проблемы: "Турция - постоянно растущий рынок, и на нем легко завязываются контакты". Однако, по мнению Корепанова, занять серьезную долю рынка "Натали Турс" вряд ли удастся. "Мармарис не массовое направление. Здесь немного холоднее море, не так много аттракционов, как на традиционных курортах",- отмечает он. Однако в любом случае следует ожидать демпинга в Турции в этом году, уверен Корепанов.
По мнению начальника отдела маркетинга и рекламы компании Deeptour Игоря Киселева, "Натали Турс" не сможет конкурировать с существующими операторами по Турции: отели и авиакомпании дают более низкие цены за большие объемы, а у "Натали Турс" объем недостаточный. Кроме того, два разных юридических лица - российский и турецкий туроператоры - по определению не могут быть столь же эффективны, как единая компания, считает Киселев. В этом плане "Мострэвел", "Коралл", TEZ Tour и Deeptour в выигрышном положении. С таким мнением согласен и старший менеджер по Турции "Туральянс холдинга" Онур Сахин. "Вот почему мы открыли в этом году собственный принимающий офис в Турции: когда на месте работает не партнер, а собственные сотрудники фирмы, большинство решений принимается быстрее и эффективнее",- считает он.
По мнению Киселева из Deeptour, TEZ Tour в любом случае потеряет первое место по Турции и Египту, которое он занял в 2004 году. Киселев полагает, что в этом году первое месте займет "Мострэвел" - за счет поддержки немецкого оператора TUI и многообещающих планов. О каких планах идет речь, Киселев отказался уточнить. Сам Deeptour планирует увеличить количество рейсов в Турцию в этом году на 40% и отправить 130 тыс. туристов.
Между тем, по мнению генерального директора "Пегас Туристик" Анны Подгорной, турецкий рынок очень емкий и места на нем хватит всем. При этом, как считает она, у каждого оператора свой продукт и все меньше операторов пересекаются в одних отелях. По словам Подгорной, спрос туристов в Турции смещается в сторону гостиниц категорий четыре и пять звезд. "Разница в стоимости тура между трех- и четырехзведными отелями относительно небольшая: 5-10%, или $50",- объясняет она.
Если не учитывать возможные последствия демпинговой войны операторов, в целом цены на туры по Турции выросли по сравнению с прошлым сезоном на 20%, отмечают участники рынка. Это обусловлено целым рядом факторов: подорожанием нефти и, как следствие, авиабилетов, переходом на евро при расчете стоимости услуг, ростом спроса на направление в результате возвращения немецких туристов. "Российский туристический поток составляет 2 млн туристов в год, а немецкий - 40 млн,- говорит Татьяна Чувилкина.- Так что не мы тут делаем погоду".
"Все уже поняли - дешевле не будет"
К рынку Испании в этом году будет привлечено больше внимания, уверен директор по развитию VKO Travel Андрей Шмельков. Как он считает, TEZ Tour будет активно рекламировать испанское направление и привлечет новых клиентов. Кроме того, поток туристов в Испанию увеличится еще и в результате восстановления после оттока, связанного с введением евро и повышением цен. "Все уже поняли: дешевле не будет",- сказал Шмельков. Кроме того, за счет удорожания Турции сокращается ценовой разрыв между этой страной и Испанией, считает он.
"Обычно испанцы любят российских туристов. Они тратят много денег на экскурсии и т. п.",- говорит Татьяна Чувилкина. По ее мнению, туристы, которые привыкли отдыхать в Турции недорого по системе "все включено" (all inclusive), приехав в Испанию с TEZ Tour, могут пойти на понижение в количестве и уровне услуг. "Может получиться так, что они будут сидеть в отеле и считать каждую копейку". Этого опасаются испанцы, и они "жестко работают" с TEZ Tour, говорит Чувилкина. Поэтому испанские партнеры не стремятся предоставить большие квоты в популярных отелях новому игроку. Дело в том, что в прошлом году испанские турфирмы были недовольны тем, что TEZ Tour привез на Канарские острова группу туристов, которая не горела желанием тратить деньги на месте, и принимающая сторона опасается повторения подобных случаев, утверждает Чувилкина.
По мнению Шмелькова, обе компании - TEZ Tour и "Натали Турс" - могут не справиться с возросшей нагрузкой на менеджмент, и тогда для других операторов появляется шанс увеличить свою долю на названных рынках. VKO Travel расширит в этом году присутствие на испанском рынке: компания с июля снова станет предлагать четырех- и пятизвездные отели по схеме all inclusive на Коста Альмерия и Ракетос де Мар. В этом году компания ожидает прирост по Испании на 45%, сказал Шмельков.
Африканская здравница
Еще одним направлением, на котором ожидается рост турпотока, является Тунис. По мнению заместителя директора департамента маркетинга компании "Инна-тур" Ольги Онучиной, в Тунис едет все больше туристов, которые уже несколько раз были в Турции и теперь хотят чего-то нового. В Тунисе их привлекает талассотерапия, по качеству схожая с европейской, но более дешевая. По мнению Андрея Шмелькова, Тунис выигрывает еще и за счет наличия экскурсионных возможностей.
Еще одним фактором при выборе Туниса как направления является восточный менталитет. "Здесь люди сидят вместе, едят пахлаву и решают деловые вопросы. В Европе бизнес делают не так,- сказал начальник отдела маркетинга и рекламы компании Deeptour Игорь Киселев.- Мы давно хотели освоить новое направление и в этом году выходим на Тунис. Мы работаем только с массовыми направлениями: сначала это была Турция, потом мы стали заниматься Египтом, как все турецкие операторы зимой. Сейчас в Тунисе у нас есть договоренности с партнерами, обещана поддержка правительства".
Выход нового игрока на тунисское направление повысит внимание к нему и пойдет на пользу участникам рынка, считает директор по развитию UTE Megapolus Дмитрий Фесик.
Хроника пиков и спадов
Как считают участники рынка, в этом году продолжится тенденция нескольких лет, в рамках которой туристический сезон начинается все раньше и кончается все позже, а спады и пики турпотоков постепенно сглаживаются. По словам Киселева, выравниваются спады во второй половине мая и в конце августа - первой половине сентября. "Правда, конец июня был и остается спадом: поток желающих невелик, а цены высокие за счет того, что отели занимают европейцы. Так что наши самолеты летают недозагруженными",- говорит Киселев.
"Люди экономят деньги. Они уже не хотят переплачивать в сезон и знают, когда нужно ездить",- объясняет Дмитрий Фесик. Между тем Дмитрий Шевченко считает, что в данной ситуации спрос следует за предложением: туроператоры, чтобы оптимизировать расходы и нагрузку, расширяют программы и ставят большее количество чартеров и туров на пиковое время.
В рамках этой тенденции Египет становится круглогодичным направлением. По словам Киселева, летом 2004 года объем по Египту вырос в три раза. "Туристы поняли, что летом там вполне приятная погода,- считает Киселев.- Еще лет пять назад все чартеры сворачивались после майских праздников. В 2004 году мы посылали два-три рейса в неделю, а в 2003-м - и вовсе имели блоки на чужих рейсах". Кроме того, Египет хорошо продавался в сентябре 2004 года.
Между тем, по словам Андрея Шмелькова, в 2004 году спрос на Египет упал, что привело к росту цен: "В этом году уже не будет предложений вроде $200 за неделю в пятизвездном отеле. Теперь качественные компании выйдут вперед". По словам Шмелькова, в 2005-м самые низкие цены на Египет составят $350-400 за неделю в отеле категории четыре-пять звезд.
По мнению Анны Подгорной, клиенты проявляют все больший интерес к спортивным и оздоровительным процедурам. "Если раньше их интересовала только звездность отеля и выход к морю, то теперь они спрашивают, есть ли в отеле тренажерный зал, массажный кабинет, теннисный корт и т. п. Для них уже не так принципиально полететь на майские праздники к морю и загореть там до черноты",- говорит она.
Впрочем, другие участники рынка не подтвердили в разговоре с "Бизнесом" эту тенденцию. "Никто не едет в Анталию, чтобы качаться",- считает Киселев. По его мнению, туристы, посещающие тренажерный зал на отдыхе, делятся на две группы: тех, кто и дома регулярно занимается фитнесом, и тех, кто, привлеченный системой all inclusive, стремится перепробовать все услуги. По его мнению, практически во всех отелях есть такие услуги, так что на спрос это не влияет. "В Турцию едут не для того, чтобы сидеть в тренажерном зале. Люди хотят купаться в море и загорать на солнце",- согласилась Татьяна Чувилкина.
Все опрошенные "Бизнесом" операторы сошлись во мнении, что цены на туры в этом году вырастут как минимум на 10%. По оценке Дмитрия Шевченко, рост цен составит 20-30%. Это обусловлено удорожанием авиабилетов вследствие роста цен на нефть, удорожанием отелей за счет возвращения немецких туристов на всех направлениях и британских туристов на Кипре, постепенным переходом Турции на расчеты в евро. По словам Шевченко, еще одной тенденцией нынешнего сезона стал переход авиакомпаний на самолеты иностранного производства.