В субботу гендиректор подконтрольного "Аэрофлоту" ОАО "Терминал" Кирилл Будаев и генпредставитель турецкой компании Enka в России Бурак Оздоган подписали договор о строительстве Шереметьево-3. Enka победила в конкурсе по выбору генподрядчика, согласившись возвести терминал за 26 месяцев и уложиться в бюджет около $400 млн на не слишком выгодных для себя условиях - все инфляционные и валютные риски по проекту ложатся на подрядчика. По мнению акционеров "Аэрофлота", после заключения соглашения проект наконец-то точно будет реализован.
ОАО "Аэрофлот" пытается начать строительство собственного терминала с 2000 года. Дефицит площадей для обслуживания пассажиров (терминалы 1 и 2 государственного ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", МАШ, с проектной пропускной способностью 9 млн человек обслужили в 2004 году 12,8 млн пассажиров) перевозчик постоянно называет одним из основных сдерживающих факторов в своем развитии. В 2004 году премьер Михаил Фрадков отказался утвердить управляющей компанией МАШ ОАО "Альфа-Шереметьево", выигравшее тендер, проведенный правительством Михаила Касьянова. После этого "Аэрофлот" и МАШ под патронатом помощника президента Виктора Иванова и министра транспорта Игоря Левитина, возглавляющих сейчас советы директоров компаний, подписали соглашение о стратегическом партнерстве, и авиаперевозчик активизировал работу по выбору генподрядчика. 16 декабря было объявлено о начале процедуры оценки оферт, которую проводили "Аэрофлот", "Терминал" и Bovis Lend Lease, управляющая проектом. Никакая информация о ходе конкурса до сих пор не разглашалась.
В субботу, выступая на годовом собрании акционеров авиакомпании, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов объявил, что генподрядчик выбран. Победителем конкурса стала турецкая Enka Insaat ve Sanayi A.S. В перерыве собрания гендиректор "Терминала" Кирилл Будаев и генеральный представитель Enka в России Бурак Оздоган подписали договор о рабочем проектировании и строительстве терминала.
Строительство займет 26 месяцев, ввод терминала в эксплуатацию планируется осенью 2007 года. Проект терминала разработала компания Airport de Paris. Его общая площадь 168 тыс. кв. м, площадь перрона для обслуживания самолетов - 300 тыс. кв. м, годовая пропускная способность - 9 млн пассажиров с возможностью увеличения еще на 20%. Терминал будет представлять собой трех-четырехэтажное здание, увенчанное куполом, с разделенными зонами вылета и прилета (пропускная способность - 3,8 тыс. пассажиров в час), оборудованное 22 телетрапами (еще 10 стоянок будет на перроне). Терминал разместится рядом с Шереметьево-2, со временем планируется соединить два терминала. Предполагается также организация 3,4 тыс. парковочных мест, в том числе 2,8 тыс. в крытом паркинге.
Всего в конкурсе, по официальной информации, участвовало 38 компаний, в финал вышли четыре. По данным Ъ, помимо Enka это немецкая Hochtief, итало-канадский консорциум Codest/SNC-Lavalin и турецко-британское СП Laing O`Rourke. "Конкурсные процедуры соответствовали всем применимым мировым стандартам по выбору подрядчика,- утверждает Адам Грант, коммерческий менеджер Bovis Lend Lease по проекту Шереметьево-3.- Участникам была предоставлена абсолютно одинаковая возможность ответить на одни и те же анкетные вопросы. Потом проводилась оценка с участием различных специалистов". Среди ключевых критериев были право работы в России и опыт строительства аэропортовых сооружений. Enka, в частности, построила терминал аэропорта Ататюрк в Стамбуле, грузовой терминал в Домодедово, терминал бакинского аэропорта. Однако в "Терминале" признают, что решающим критерием выбора победителя стало соотношение цены, качества и сроков строительства. Не все претенденты были готовы уложиться в отведенный срок (на вводе Шереметьево-3 в эксплуатацию в конце 2007 года настаивает "Аэрофлот"), прося увеличить его минимум на полгода, и в установленный бюджет (около $400 млн).
В International Air Transport Association, куда "Аэрофлот" обратился за консультацией, предложение Enka охарактеризовали как "наилучшее по соотношению цены и качества". Неофициально в "Аэрофлоте" признают, что выдвинутые им и принятые в итоге Enka условия "беспрецедентно жесткие и существенно защищающие заказчика". "Мы крепко отжали генподрядчика,- отмечает собеседник Ъ, пожелавший остаться неназванным.- Речь идет, во-первых, о жестком контроле с нашей стороны над расходами и выборе субподрядчиков, которые должны согласовываться с нами. Во-вторых, большинство рисков - инфляционных, валютных курсовых - несет именно генподрядчик". Размер генподрядного вознаграждения Enka не разглашается. Известно только, что речь идет о твердой неизменной цене в рамках общего бюджета, а не традиционных 5-10% общей стоимости проекта.
Отметим, что у Национальной резервной корпорации (НРК) депутата Госдумы Александра Лебедева, контролирующей около 30% акций "Аэрофлота" и не всегда разделяющей мнение менеджмента авиакомпании, на этот раз не возникло претензий ни к процедуре конкурса, ни к выбранному победителю. "Главное, что наконец пройдена точка невозвратности в этом проекте и главные ворота страны обретут более достойный вид",- заявил Ъ замгендиректора НРК Леонид Душатин.
СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН
Кто будет строить Шереметьево-3
Акционерное общество Enka Insaat ve Sanayi Anonim Sirketi основано в 1957 году в Стамбуле. Основной акционер - компания Enka Holding Investment Co Inc. Enka занимается строительством дорог, административных и жилых зданий, морских и аэропортов, электро- и гидроэлектростанций. Наиболее известные проекты, реализованные Enka,- мост через Босфор в Стамбуле, цементный завод в Бенгази (Ливия), шоссе Брегана-Загреб-Дубровник (Хорватия). В компании работает 15 тыс. сотрудников, открыты подразделения в Анкаре, Москве, Аддис-Абебе, Баку, Висбадене (ФРГ), Лондоне, Огулине (Хорватия), Сараево (Босния и Герцеговина), Триполи. В России дочерние компании Enka - "Мосенка" (55% акций), "Москва - Красные холмы" (52%) и "Рамэнка" (50%). Холдинг участвовал в реконструкции Дома правительства в Москве и здания Государственной думы; владеет сетью супермаркетов "Рамстор". Председатель правления головной компании - Синан Тара, которому принадлежит 5,6% акций. За 2004 год компания получила доход в размере $1,41 млрд. Рыночная капитализация оценивается в $2,757 млрд.
История Шереметьево-3
О необходимости постройки собственного терминала в Шереметьево представители компании "Аэрофлот" начали говорить еще в 1998 году. В 1999 году авиакомпания и химкинская райадминистрация подписали договор об аренде на 49 лет участка в 50 га, примыкающего к Шереметьево-2. Начало эксплуатации терминала планировалось в 2003 году. 9 февраля 2001 года состоялась церемония закладки первого камня нового аэровокзала, управляющей компанией Шереметьево-3 по строительству была названа английская компания Bovis Land Lease International. Однако внезапно земельный комитет администрации Химкинского района отказался регистрировать договор, потребовав перерегистрировать в этом районе дочерние предприятия "Аэрофлота" (это было сделано лишь к концу 2002 года). Кроме того, у "Аэрофлота" возникли разногласия с ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ, владеет терминалами Шереметьево-1 и 2), которое хотело получить большую долю в новом терминале. Реализация проекта остановилась. В декабре 2002 года "Аэрофлот" обратился в Московский арбитражный суд, чтобы добиться регистрации договора аренды в администрации Химок. Впрочем, до судебного разбирательства дело не дошло, так как в мае 2003 года договор наконец был зарегистрирован, и авиакомпания отозвала иск. В январе 2004 года дочерняя компания концерна "Альфа-групп" - "Альфа-Шереметьево" - выиграла конкурс на управление МАШ. Однако из-за административной реформы его результаты не утвердили. "Аэрофлот" создал для строительства и управления третьим терминалом дочернюю компанию ОАО "Терминал". 22 сентября 2004 года гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что "совет директоров свое решение принял - Шереметьево-3 строить". В тот же день министр транспорта Игорь Левитин поправил компанию, напомнив, что "окончательное решение за государством". В итоге министр, возглавляющий совет директоров ОАО МАШ, добился его участия в проекте. МАШ и "Аэрофлот" принципиально договорились о совместном участии в проекте, а в феврале 2005 года совет директоров МАШ одобрил покупку 25% плюс одной акции АО "Терминал" у авиакомпании. О своей готовности участвовать в строительстве и управлении заявляли также Сбербанк и Внешторгбанк, каждый из них настаивает на приобретении по 25% плюс одна акция.