Комиссар по внешней политике ЕС Бенита Ферреро-Вальднер предложила отложить расширение ЕС до лучших времен. Под вопросом оказывается начало переговоров о вступлении в союз Турции и даже присоединение Румынии и Болгарии. Эксперты полагают, что Турция может прощаться с идеей о вступлении в Европу.
“На мой взгляд, мы должны замедлить скорость расширения ЕС”, — заявила вчера Ферреро-Вальднер после встречи министров иностранных дел стран Евросоюза. По ее словам, необходимо “дать нашим гражданам время перевести дыхание” после политического кризиса союза, вызванного провалом референдумов по евроконституции во Франции и в Нидерландах. А министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази заявил в интервью газете Le Figaro, что “без договора будет трудно добавить [к ЕС] новые страны до тех пор, пока между нами самими не определены правила общежития”.
Наиболее остро вопрос о расширении ЕС стоит для Турции, которая добивается вступления в Евросоюз уже 40 лет. Но агентство AP со ссылкой на чиновников Еврокомиссии сообщило, что на предстоящем 16-17 июня в Брюсселе саммите ЕС вопросы расширения блока даже не будут обсуждаться. А из проекта совместного коммюнике по итогам встречи вычеркнуто упоминание о перспективах Турции на членство в ЕС. Министр финансов Австрии Карл-Хейнц Грассер заявил в воскресенье, что вступление Турции в союз “предъявило бы чрезмерные требования к Европе”, а провал референдумов во Франции и Нидерландах стал “предупредительным выстрелом”, демонстрирующим наличие сильной оппозиции турецкому членству.
Под вопрос может быть поставлено даже намеченное на 2007 г. присоединение к союзу Румынии и Болгарии, уже завершивших переговоры с Евросоюзом о своем вступлении. В понедельник Reuters со ссылкой на дипломата одной из восточноевропейских стран ЕС сообщило, что ратификация договоров о присоединении Румынии и Болгарии к ЕС может “столкнуться с трудностями” в австрийском парламенте.
Впрочем, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил в понедельник, что расширение ЕС и евроконституция “не связаны между собой”. А министр иностранных дел Нидерландов Бен Бот заявил, что переговоры с потенциальными членами ЕС, включая Турцию, будут вестись, как запланировано ранее.
“Переговоры с Турцией скорее всего начнутся в ранее намеченные сроки [3 октября], но идти они будут крайне медленно, — полагает Лаза Кекич из Economist Intelligence Unit. — Ведь в нынешних условиях непонятен сам смысл этих переговоров”. Сейчас любое расширение союза должно быть одобрено французами на референдуме, напоминает эксперт, а его результат легко предугадать. По мнению Кекича, перспективы вступления в ЕС любых новых членов становятся неопределенными, “это касается и Болгарии и Румынии”.
“Переговоры о вступлении Турции в ЕС будут происходить в очень сложной обстановке, поскольку к ним уже привлечено общественное внимание, — считает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы, — они будут идти долгие годы, и технически любое европейское правительство сможет их заблокировать в любой момент”. По словам Бариш, в новых условиях к Турции могут быть предъявлены возросшие требования по проведению внутренних реформ, а в результате переговоры могут быть сорваны. Нельзя исключать и того, что какая-нибудь из стран ЕС заблокирует переговоры еще до их начала, говорит Бариш, и, скорее всего, это может быть Франция.