Многолетняя кипрская проблема является одной из ключевых в процессе евроинтеграции Турции. Не решив ее, Анкара не сможет вступить в Европейский Союз, считает большинство политологов и обозревателей ведущих турецких СМИ.
"Совершенно очевидно, что при наличии кипрской проблемы Турция не войдет в ЕС", - убежден руководитель представительства газеты "Радикал" (Radikal) в Анкаре Мурат Йеткин (Murat Yetkin).
"Очевидно и другое, что решить ее в рамках ЕС невозможно. Найти рецепт лечения давней "болячки" на карте Средиземноморья реально только в рамках ООН и при непосредственном участии России, как постоянного члена Совета Безопасности", - сказал он в интервью РИА Новости. По мнению Йеткина, "Россия может стать ключевым игроком в процессе кипрского урегулирования".
Аналогичное мнение высказал политический обозреватель крупнейшей турецкой газеты "Сабах" (Sabah) Мухаррем Сарыкая (Muharrem Sarikaya).
"Урегулирование кипрской проблемы в рамках ЕС абсолютно бесперспективно. Для ее решения необходимо участие ведущих держав мира, в первую очередь России, и только под эгидой ООН", - сказал РИА Новости эксперт по международным вопросам.
Многие турецкие политологи разделяют эту точку зрения, кроме того, они считают, что Европа совершит историческую ошибку, оставив за бортом ЕС Турцию.
"Конечно, Европа может прожить без Турции, так же как Турция без нее. Но от этого в большей степени проиграет ЕС", - полагает Йеткин.
"С другой стороны, Евросоюз, не приняв в свои ряды Анкару, продемонстрирует всему миру, прежде всего мусульманскому, насчитывающему около 1,5 миллиарда человек, что предпочитает оставаться исключительно христианским клубом", - сказал представитель Radikal.
"У меня нет сомнений, что переговоры о вступлении в ЕС начнутся", - говорит политобозреватель Sabah. "И тогда Турции предстоит выдержать серьезный экзамен - пройти предусмотренные рамочным соглашением 35 этапов", - отмечает Сарыкая.
Они охватывают все сферы жизни Турции - от обеспечения демократических прав и свобод до реформирования системы правосудия и снижения роли армии в жизни государства.
По каждому из 35 этапов будут проходить отдельные голосования, а по итогам всего переговорного процесса, который рассчитан, минимум на 10 лет, состоится общее, с участием 25 стран-членов ЕС. Тех самых, которым до 3 октября предстоит определиться, начинать или нет переговоры.
В процессе диалога Анкара будет вынуждена пойти на уступки по многим вопросам, и она пойдет на них, раз избрала путь европейской интеграции, считают собеседники агентства. В то же время они подчеркивают, что есть проблемы, в которых позиция Турции остается неизменной.
Во-первых, она ни за что не согласится на формулу "привилегированного партнерства", квалифицируя ее как отношение к себе как государству "второго сорта". Во-вторых, Турция не откроет морские и воздушные порты Кипру, что предусмотрено проектом рамочного соглашения, до урегулирования кипрской проблемы и снятия эмбарго с Северного Кипра.
И, наконец, в-третьих, турецкие власти в обозримом будущем не намерены признавать геноцид армян. В Анкаре считают, что проблемами истории, к которым здесь относят уничтожение около 1,5 миллиона армян в 1915 году в Османской Империи, должны заниматься историки, а не политики.
Власти Турции в четверг и в пятницу в решительной форме предупредили Евросоюз, что примут участие в переговорах только в том случае, если будут учтены интересы Анкары.
Судьба переговорного процесса, как ожидается, будет решена 2 октября на встрече в Люксембурге министров иностранных дел стран Евросоюза. Накануне этой встречи глава МИД председательствующей в ЕС Великобритании Джек Стро призвал своих коллег принять окончательное решение по вопросу ведения переговоров с Турцией не позднее вечера 2 октября.
"Либо решение по Турции будет принято вечером 2 октября, либо возникнет серьезный кризис, и Евросоюз столкнется с более масштабной проблемой", - цитируют британского министра турецкие СМИ.