Турция.ру - Место под солнцем! Отдых в Турции!
 
 
 
Узнайте отзывы о своем отеле
от других туристов!
Присылайте свои рассказы и фотографии!
Давайте обменяемся ссылками!

Фотографии из Турции
Рассказы об отдыхе в Турции
«Карикатурный скандал»: продуманный сценарий или стихийный гнев?
15 февраля 2006 г.
Прислал: zencefil
   «Карикатурный скандал», поводом для которого стала публикация карикатуры на пророка Мухаммеда в датской газете "Юлландс-Постен", набирает обороты, охватывает новые и новые страны, день ото дня становясь все более реальным фактором международной политики. Кто стоит за скандалом? Какие цели преследуют те, кто разжигают его? Кому выгодна радикализация настроений в исламском мире? Обо всем этом беседа с депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александром Чуевым и политическим обозревателем РИА Новости Петром Валентиновичем Романовым.

1. Далила , Чехов : Все это очень похоже на соревнование между мусульманскими странами - кто ревностнее отстаивает идеи ислама. Разве не так?

Петр Романов: Думаю, что нет. Соревнование идет не между мусульманскими странами, а между двумя видами фундаментализма. Между фундаментализмом всем знакомым исламским и тем фундаментализмом, о котором у нас задумываться не привыкли, фундаментализмом "демократическим". На днях по Евроньюс показывали опрос на улице среди простых датчан относительно как раз карикатурной войны. Один из людей провел, на мой взгляд, вполне резонно, такую параллель: он сказал - все, что произошло, это все равно, что взять в руки стакан с бензином и сунуть туда горящую спичку. Если принять за основу, что любой взрослый и здравомыслящий человек знает, чем закончится подобный эксперимент, то сразу же возникает множество вопросов, например, почему Ближний Восток напоминает стакан, или, еще точнее, бочку с бензином. Или почему на Западе взрослые люди не догадываются о том, что положено знать ребенку - игра со спичками небезопасна. Именно поэтому я и говорю, что на самом деле речь идет о проблеме гораздо более глубокой и важной, чем некое соревнование между мусульманскими странами. Конечно, это фундаментализм. Исламский, безусловно. Оттого и вспыхнуло все, как по команде. И карикатуры у радикальных мулл появились, как известно, не совсем те, что были опубликованы в Дании. Эти карикатуры, естественно, не без умысла, были дополнены еще более оскорбительными для любого верующего мусульманина. С другой стороны, мы имеем дело с фундаментализмом, так сказать, демократическим, который изрядно извратил первоосновы демократии. А некоторые его принципы, в частности, принцип свободы печати, довел до абсурда. Между тем, демократия изначально - это апофеоз здравого смысла, она по своей сути рациональна. Это антипод веры. Один из великих демократов Томас Джеферсон, в юные годы боровшийся изо всех сил за свободу слова, под старость, накопив жизненный опыт, заметил, что свобода слова - это сосуд, куда можно влить все, что угодно. И хорошее вино, и помои. Так что это не Святой Грааль. Изначальный и, безусловно, справедливый смысл постулата о том, что журналист имеет право говорить правду, был постепенно заменен на совершеннно другой принцип - журналист имеет право публиковать все, что угодно, лишь бы поднять рейтинг своего издания. Поэтому, когда датские власти извиняются перед мусульманским миром, а датская частная газета делать это отказывается, прикрываясь принципом свободы слова, это естественно одновременно и глупость, и фундаментализм. Когда известный на Западе философ и публицист Андре Глюксман, очень любящий Россию Достоевского и люто ненавидящий Россию сегодняшнего дня, заявляет, что свобода слова не обсуждается, это и есть фундаментализм. Если нельзя обсуждать, значит, следует верить, а это уже не демократия. Это уже, так сказать, по другому ведомству. Пока остановлюсь. Об исламском фундаментализме, надеюсь, будет еще возможность поговорить подробно.


--------------------------------------------------------------------------------



2. Дмитрий Прохоров , Москва : Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, насколько пострадает туризм от этого скандала? Ведь отток туристов не в интересах мусульманских стран. Спасибо

Петр Романов: Вопрос локальный и ответ достаточно очевидный - естественно, туризм пострадает, более того, уже страдает. Датчане, в частности, уже сегодня срочно меняют свои отпускные планы и отказываются от поездок в мусульманские страны.


--------------------------------------------------------------------------------



3. Женя , Москва : В любой стране, где нет демократии, ее заменяют национальным регулируемым протестом. И религиозная почва - самая благодатная. Не кажется ли Вам, что это сделано специально правительствами стран для отвлечения жителей от внутриполитических преобразований?

Петр Романов: Версия вполне здравая. И вполне может служить одним из возможных объяснений нынешнему всплеску эмоций. Как правило, или часто, за подобными событиями, если пристальнее приглядеться, скрываются причины не внешнеполитические, а исключительно внутренние. Как пел еще Окуджава, "когда пряников не хватает на всех, лучшее средство - это война".


--------------------------------------------------------------------------------



4. Сабирова Мария , Москва : Не думаю, что все мусульмане идут громить посольства Дании, Германии и т.д. Как реагируют на проявление «цивилизованной реакции» среди своих радикально настроенные мусульмане?

Петр Романов: Я думаю, что если не вслух, то про себя они называют таких людей коллаборационистами, хотя на самом деле подобный "коллаборационизм" есть всего-навсего все тот же здравый смысл и разумное отношение к окружающей действительности.


--------------------------------------------------------------------------------



5. Фирас : Как вы думаете, почему все-таки в России никакая газета не напечатала эти карикатуры?

Петр Романов: Во-первых, я надеюсь, потому что мы умнее других. Но главное, мусульманство в России и мусульманство во всем остальном мире прошло совершенно разные пути, имеет совершенно разную историю. Мусульмане, и христиане, и евреи притирались друг к другу в России в течение многих веков. И выработали в себе ту толерантность, ту терпимость, до которой очень далеко именно в этом вопросе современной Европе. России на это понадобились века. Одна из проблем современной Европы заключается в следующем - двери в иной, мусульманский, мир, за исключением некоторых европейских регионов, которые остались мусульманскими еще со времен турецкой оккупации, были открыты чрезмерно широко и слишком быстро. Число переселенцев в Европу, как легальных, так и нелегальных, росло намного быстрее, чем могли приспособиться друг к другу гости и хозяева. Это во многом объясняет целый ряд конфликтов, который происходит на территории современной Европы, в частности, так называемое "пламя над Парижем", которое было совершенно недавно. И это же объясняет, почему карикатурный скандал так мало задел Россию. Естественно, российские верующие мусульмане возмущены не меньше других карикатурами на пророка, но они прекрасно знают, что за этим стоит не Россия, не их соседи, и что веротерпимость в России по большей части является уже давно нормальной обыденностью.


--------------------------------------------------------------------------------



6. Василий , Москва : Хотелось бы узнать Ваше мнение. Считаете ли вы эти протесты действительно акциями искренне обиженных людей или это обычная "восточная" особенность - "побежали, закричали"? Спасибо

Петр Романов: Думаю, что обида абсолютно искренна, поскольку речь идет о верующих людях. Здесь искренность подразумевается сама собой. То, что этой искренностью пользуется в своих корыстных интересах та или иная политическая элита, это уже другое дело. Но есть еще один важный момент, о котором невозможно умолчать. Когда случаются подобного рода провокации, на мой взгляд, всегда виноват как сам провокатор, так и те, кто легко поддаются на провокацию. И здесь стоит обратить внимание не на восточную особенность, как формулируете вы, а на исламскую особенность. Буквально вчера в газете "Время новостей" была опубликована очень любопытная, на мой взгляд, статья профессора Московской духовной академии дьякона Андрея Кураева. Который, в частности, пишет, что "настало время снять табу с темы агрессивности, растворенной в исламе". Причем как совершенно точно подмечает профессор, дело не в Коране. А в тех интерпретациях Корана, что звучат порой из уст исламских духовных лиц. Позволю себе еще одну цитату из Кураева, с которой согласился бы любой здравомыслящий человек: "Провокация провокацией, но человек, которому всюду мерещится нападение, и он достает крупнокалиберный зенитный пулемет и стреляет по каждой пролетающей мухе - неадекватен и мягко говоря, опасен для своих соседей". Верные слова. Тем более надо снять шляпу перед нашими российскими муллами и мусульманами, которые в подавляющей своей части и толкуют Коран с гуманистических позиций, и не стреляют из огнемета по мухам. Но еще раз напоминаю, наши российские мусульмане веками жили на своей земле в теснейшем контакте с такими же адекватными соседями. Поэтому они - это одно, а афганский талиб - уж извините, другое.


--------------------------------------------------------------------------------



7. Александра , Москва : Скажите, пожалуйста, не кажется ли вам, что это действительно спланированная акция Запада, к примеру, США, для того, чтобы отвлечь внимание от иранского вопроса?

Петр Романов: Версия любопытная, но на сегодняшний день бездоказательная. К тому же мне трудно представить что-либо, что на сегодняшний день могло отвлечь мир от иранского вопроса. Сами иранцы создают один информационный повод за другим для того, чтобы вопрос об иранском атоме поднимался, кажется, до бесконечности.


--------------------------------------------------------------------------------



8. Аркадий , Вашингтон : Действительно ли изображать пророка всегда считалось абсолютным табу? В музеях Турции, США и Великобритании есть старинные манускрипты с изображениями пророка Мухаммеда. Что с ними теперь делать, сжигать?

Александр Чуев: В исламской традиции пророка Мухаммеда никогда явно не изображали, даже в каких-то пьесах либо фильмах на тему исламской истории пророк обозначается или показывается в виде тени, человека, лица котороого не видно. Запрет на изображение живых существ существует достаточно жестко. Особенность изображения пророка Мухаммеда, я имею в виду, карикатур на него, заключается в том, что вообще говоря, почти любое изображение пророка могло быть расценено как оскорбление, что надо было, конечно, учитывать не только журналистам, но и редакторам соответствующих изданий. Что касается старинных манускриптов, то с ними ничего делать не нужно, хотя бы потому, что они не являются действием сегодняшнего дня. Они существуют, и существуют уже много лет. И видимо, это не имеет большого значения для последователей ислама. Ведь не наличие карикатуры оскорбило, а действия по их публикации, то есть придание им публичного статуса. Древние манускрипты публичного статуса не имеют. Но если США задумают перепечатывать их, тогда, конечно, может возникнуть проблема.


--------------------------------------------------------------------------------



9. Алексей , москва : Как отразится на положении России возможный локальный конфликт на территории Ирана, если он не распространится на весь ближневосточный регион? Выгодна ли нам дальнейшая дестабилизация в этом регионе?

Александр Чуев: На мой взгляд, дестабилизация положения вокруг Ирана, безусловно, не принесет России ничего хорошего. Но исходя из того, как действует иранское руководство, думаю, что для США и их союзников будет не так-то просто довести ситуацию до войны. Прмведу пример, весьма характерный. Сейчас , как известно, в Азербайджане опубликованы оскорбительные изображения в отношении Иисуса Христа и Девы Марии. Посольство Ирана уже однозначно осудило этот факт и принесло свои извинения. Оперативность, с которой это сделано, говорит о том, что руководство Ирана не так примитивно и узколобо, как это может показаться из западной пропаганды. Кроме того, в продолжение переговоров между Ираном и Россией о возможности размещения на территории России предприятий по обогащению урана, работающих на иранскую атомную энергетику, также дает надежду, что Иран на самом деле не хочет воевать. А лишь испытывает Соединенные Штаты и хочет пройти до самого последнего рубежа перед активным конфликтом. То есть задача Ирана, на мой взгляд, получить максимальные возможности для использования атомной энергетики, добиться еще большего усиления своего международного авторитета в исламском мире, и кроме того, думаю, что есть определенные экономические интересы, в которых действует Иран. Президент Ирана при всей своей радикальной риторике мне думается, не так прост, как кажется.

Петр Романов: Если возможно, небольшое дополнение. Думаю, что столь стремительная реакция иранского посольства на публикацию в азербайджанской газете объясняется простым фактом - в Иране знают Коран гораздо лучше, чем в Азербайджане. Честно говоря, просто потрясает, что азербайджанские газетчики, живущие в мусульманской стране, не знают из Корана, кто такой пророк Иса и его мать Марьям. Поэтому реакция иранского посольства - это реакция правоверных мусульман, которые обязаны, согласно Корану, относиться к пророку Исе с глубочайшим уважением.

Александр Чуев: Хочу с этим всецело согласиться, Иран - одно из древнейших государств исламского мира, имеющее очень насыщенную и интересную историю и развитую культуру. И думаю, что создать из него образ второго Ирака, как это хотят сделать США, не получится. А за Азербайджан я могу лишь весьма сожалеть, что он выразил себя именно так. Хочу подчеркнуть, что ни в одном исламском выступлении, даже в котором выражалось насилие, которое, безусловно, нельзя оправдать, ни в одной массовой акции, которые демонстрировались по нашему и европейскому телевидению, ответных карикатур, лозунгов, плакатов - не было.


--------------------------------------------------------------------------------



10. Анжела : Хочу сказать - мне лично просто страшно. Читаю, слушаю новости, столько абсурда, и иногда кажется, что война неизбежна, все за нас уже решили князья мира сего. Не сейчас, так через несколько лет, не по этому ходульному поводу - так выдумают следующий. Передел собственности, зон влияния, большие игры. А у моих знакомых рождаются одни только мальчики. Как Вы считаете, не ждет ли нас за поворотом истории Третья мировая и на что она может быть похожа?

Александр Чуев: Я думаю, что никакой третьей мировой войны, слава Богу, не будет, а вот локальные конфликты, к сожалению, по всей видимости, неизбежны, и будут продолжаться еще очень долго. Это может быть связано как с территориальными проблемами, так и с исторически сложившимися противостояниями. Например, палестино-израильский конфликт, разрешение которого еще очень далеко, проблема Курдистана, армяно-азербайджанское противостояние и т.д. Что касается противостояний Европы и исламского мира, я не считаю, что оно есть, т.к. исламский мир - это сейчас часть Европы. Стоит посмотреть на состав населения Франции, Бельгии, Германии, где в последнее десятилетие нарастает доля населения, исповедующего ислам. Проблема сегодня в том, на мой взгляд, что достаточно слаборелигиозное, сикулярное западное общество столкнулось с системой взглядов и ценностей, за которое масса верующих готова отдать свою свободу и даже жизнь. И это касается не только ислама, мы сегодня видим, что такой же объединяющей силой является, например, иудаизм в Израиле и православие в России и Греции, хотя, может быть, и не в такой степени.


--------------------------------------------------------------------------------



11. Ефим Клюкин , Тверь : Есть ли информация, кто владелец "Юлландс-Постен"? Именно не редактор, а владелец? Наверняка ведь след ведет или в Америку, или в Израиль, так ли это?

Петр Романов: Кто владелец, не имею представления. Но достаточно хорошо известно, кто принимал решение о том, ставить или не ставить в номер карикатуры. Это чистокровный датчанин, завотделом культуры, интервью с которым было опубликовано во многих изданиях, в том числе и российских. Думаю, что ответы этого человека подтверждают ту мысль, которую я уже утверждал выше - о фундаментализме чисто демократическом, современном, Как признается репортеру завотделом культуры "Юлландс Постен", который, кстати хорошо говорит по-русски (видимо, немало лет проработал у нас в Москве), лично ему карикатуры сразу же не понравились. Но он не мог их не опубликовать, по его словам. Поскольку это противоречило бы принципу свободы печати. Более того, после этого завотделом "Юлландс Постен" пожаловался репортеру, что ему ежедневно приходится печатать вещи, которые оскорбляют его человеческое достоинство и с которыми он категорически не согласен. На вопрос репортера, какие же, например, датский журналист ответил: например, выступление Усамы Бен-Ладена.


--------------------------------------------------------------------------------



12. Игорь Дмитриевич , Москва : Александр Викторович! Что может сделать Государственная Дума, чтобы Россия не втянулась в глобальное межконфессиональное противостояние. Можно ли найти какую-нибудь управу на Гельмана и ему подобных провокаторов? Они (гельманы) попытались своей выставкой о России подвигнуть на погромы православных, чтобы потом обвинить их в так называемом фашизме. В связи с апатичностью русского народа это не получилось. Но если заденут религиозные чувства исламских пассионариев, то мало не покажется.

Александр Чуев: Полтора года назад, когда в Москве прошла выставка "Осторожно, религия", я уже вносил законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих. Тогда Дума не поддержала его. Сегодня я предлагаю внести новую статью в Уголовный Кодекс Российской Федерации, предусматривающий санкцию за надругательство над религиозными святынями либо их уничтожение, повреждение или освернение, совершенное публично, в т.ч. с использованием СМИ. Я очень надеюсь, что Государственная Дума поддержит этот законопроект, и он уже в качестве Закона поможет нам не допустить разжигания в России межрелигиозной вражды и даст возможность, не нарушая принципы свободы слова, поскольку никакой цензуры не предусматривается и не может быть предусмотрено по Конституции, тем не менее, усилить ответственность журналистов за публикуемые ими материалы. Сегодня в России уже идут негативные процессы, когда оскорбляются самые различные вероисповедания, в первую очередь традиционные, несомтря на то, что в законе о свободе совести есть положения, запрещающие оскорблять религиозные чувства верующих, правда, вблизи культовых зданий. Православие, ислам и другие традиционые религии России сосуществуют бок о бок очень долгое время, и нам ни в коем случае нельзя допустить, чтобы поборники беспредельной свободы, но не слова, а нецензурной брани и оскорблений, нарушили наш межрелигиозный мир.


--------------------------------------------------------------------------------



13. Александр , Москва : Добрый день! У меня следующий вопрос. Как Вы оцениваете роль Саудовской Аравии в этом скандале? Не так давно я смотрел запись последнего хаджа и слушал имама. Так вот, пока 17 миллионов мусульман совершали тауаф (семь кругов вокруг Каабы), имам несколько раз призывал всех правоверных встать на защиту ислама и явным образом указал на необходимость "осадить" западную прессу, которая не прекращает своих нападок на их религию. При этом, насколько я знаю, в СА не проходило таких серьезных массовых протестов, как в других мусульманских странах. Возможно ли, чтобы СА намерено выступала сценаристом этого "шоу"? Мотивы, я думаю, у Королевства есть, главный из них - изоляция Ирана с его долей в мировой торговле нефтью. Ведь если Иран порвёт отношения с рядом европейских государств и напросится на санкции, цена за баррель может достичь $100.

Александр Чуев: Я считаю, что СА вряд ли является заказчиком данного конфликта, хотя бы потому, что это немедленно стало бы известно Ирану, поскольку уверен, что Иран - государство, имеющее достаточно сильную и разветвленную разведывательную сеть, прежде всего в исламском мире. Считаю, что истинными заказчиками конфликта являются все-таки США, с одной стороны, и исламские террористические организации в плане его радикализации со стороны исламских верующих, с другой. Тем не менее, начало конфликта спровоцировано, и я думаю, что весь ход его развития об этом говорит, все-таки структурами США. Поскольку им сегодня нужна еще одна "маленькая победоносная война". Для стран ОПЕК невыгодно сильно повышать цены на нефть хотя бы потому, что это, во-первых, ударит по ним самим с точки зрения роста цен на импортируемые продукты питания, и будет способствовать ускорению или расширению внедрения ядерной энергетики и создания других альтернативных источников, в том числе ускорение строительства международного термоядерного реактора Питер. Тогда как стабильные цены на нефть обеспечивали и будут обеспечивать арабским странам высокие доходы еще очень долгое время.

Петр Романов: Позволю себе добавить два слова по поводу этого вопроса. Не затрагивая тему Ирана, хотелось бы сказать о роли тихой и всегда остающейся в стороне СА. Думаю, что роль СА, в т.ч. и в войне карикатур, весьма существенная, хоть и весьма опосредованная. У нас нет никаких доказательств того, что приказ о массовых волнениях в связи с карикатурами давался СА, или Вашингтоном, или какой-либо другой страной. Но то, на что вы обращаете внимание, я имею в виду рассказ о Хадже и о призывах "осадить" западную прессу, то, что легко увидеть в изданиях и особенно в комментариях к изданиям Корана, которые приходят на российскую землю, все это подтверждает то, о чем мы уже говорили, когда цитировали статью дьякона Кураева в газете "Время новостей". Еще раз повторю, дело не в Коране, а в его интерпретации. Эту священную книгу можно интерпретировать как с гуманистических позиций, так и использовать как идеологическое оружие. Возможности СА как в финансовом плане, так и в идеологическом - в исламском мире необычайно велики. Поэтому я не стал бы значимость отсутствия прямых призывов к насилию из СА преувеличивать. Есть другие каналы влияния, и они используются достаточно активно.

Александр Чуев: Я думаю, что все-таки не само руководство СА, а именно те исламские организации, которые на ее территории нашли приют, являются активными участниками всего этого процессса, хотя из России судить, конечно, очень сложно. Тем более, что самой СА исповедуется достаточно радикальное направление ислама.


--------------------------------------------------------------------------------



14. Михаил : Готовы ли Вы так же принципиально защищать чувства неверующих от оскорбления со стороны верующих?

Александр Чуев: Безусловно, все граждане нашей страны должны иметь равные права и нести равные обязанности перед законом. Оскорбление - преступление, которое может быть нанесено как верующему, так и неверующему, в соответствии с уже действующей статьей УК. Также как и преступлением является унижение человеческого достоинства. Поэтому одна из главных моих обязанностей в смысле закона и как депутата Государственной Думы - защищать конституционные права людей независимо от их пола, национальности или религиозной принадлежности. С другой стороны, хочу заметить, что у неверующих людей, также как и у атеистов, не бывает и не может быть религиозных святынь. Это специфика религиозного сознания и мировосприятия. Более того, само слово "святыня" входит в противоречие с идеологией атеизма, поскольку ее ценность находится за пределами материального мира. Поэтому оскорбить можно самого человека, либо унизить его человеческое достоинство, но нельзя оскорбить атеистических чувств, поскольку эта категория в отличие от чувств религиозных нематериальна и самим атеистом не признается. Конечно, можно оскорбить или можно задеть нравственные ценности неверующего человека, которые он для себя принял, и конечно, эти ценности также нуждаются в защите. Настоящий верующий никогда не станет глумиться или унижать человеческое достоинство неверующего независимо от вероисповедания, и если это происходит, то для православного, например, это безусловно большой грех.


--------------------------------------------------------------------------------



15. Константин Р. : Если бы Вы были главным редактором той злополучной датской газеты, стали бы публиковать карикатуры? Почему?

Александр Чуев: Я, во-первых, никогда бы не стал редактором датской газеты, лучше бы я занялся чем-то другим в Дании, там много есть чем заняться. Но конечно, никогда не стал бы печатать карикатуры на пророка Мухаммеда, я считаю, это просто вещи неприемлимые, которые на самом деле никакого отношения к свободе слова не имеют. Петр Романов: Нет, конечно нет. Даже если бы об этом просили все демократы Европы, вместе взятые. Почему - потому, что это противоречит не только истинному пониманию свободы печати и свободы слова, но и элементарному здравому смыслу. Наконец, можно сослаться и на великих демократов прошлого. Томас Джеферсон однажды заметил, что бывают случаи, когда теория обязана уступать первенство практике, то есть тому же самому здравомыслию, и это как раз такой случай.


--------------------------------------------------------------------------------



16. Сергей Епанчинцев , Ростов-на-Дону : Какова доминирующая позиция мусульман России, публично высказанная как реакция на происходящее вокруг этих рисунков?

Петр Романов: Позиция естественная для мусульман России, то есть мусульмане России, как и любые мусульмане, естественно, оскорблены теми карикатурами, которые появились в западной прессе на пророка Мухаммеда, но одновременно в силу своего здравого смысла они также решительно осудили те бесчинства, которые имели место в связи с карикатурной войной. Они прекрасно понимают, что поджогами дипломатических миссий такие вопросы не решаются. И на воспитание уважения к вере другого человека требуется гораздо больше времени, чем на поджог.

Александр Чуев: Если кто-то думал, надеялся или надеется, что нынешний конфликт приведет к какому-либо противостоянию или осложнению отношений между мусульманами и христианами в России, думаю, что он просчитался. На сегодняшний день позиции всех основных конфессий России как никогда близки в этом вопросе, и наоборот, если и были какие-то сложности, недопонимания между православием и представителями ислама в прошлом, то сейчас их точки зрения весьма сблизились, и это хорошая основа для межрелигиозного диалога и выхода на новый уровень отношений, несмотря на то, что попытки спровоцировать конфликт видимо, будут продолжаться.


--------------------------------------------------------------------------------



17. Мурад , Москва : Уважаемый Александр Викторович! Не кажется ли Вам, что кто-то хочет столкнуть друг с другом христианский и мусульманский миры? И скажите, почему, по-Вашему, за отрицание или (не дай Бог) высмеивание так называемого Холокоста во многих странах предусмотрена уголовная ответственность? Только честно, пожалуйста. Спасибо.

Александр Чуев: Что касается проблемы Холокоста, я не хочу даже, честно говоря, об этом высказываться, так же как не хочу высказываться о любой другой трагедии, например о массовом геноциде армян, и о других страшных и поучительных событиях, происходивших в истории существования человеческой цивилизации. На мой взгляд, спекулировать трагедией с любой стороны и в любых интересах - неприлично и недостойно. При этом, безусловно, двойные стандарты в отношении различных трагедий или мрачных событий нашей истории со стороны ряда стран западной Европы существуют. Безусловно, нельзя глумиться ни над какой трагедией, особенно, если это трагедия целого народа. Но нельзя и использовать этот аргумент в политических целях, дискредитируя и само отношение к этим событиям. Мой дед, царство ему небесное, был фронтовиком и был ранен в ВОВ. Я воспитан на определенных ценностях и, наверное, сохраню это в себе на всю свою жизнь.


--------------------------------------------------------------------------------



18. Елена , Кириат-Ата, Израиль : Является ли данный скандал поводом для усиления арабо-израильского конфликта, если да, то кому это выгодно?

Петр Романов: Трудно сказать, как точно карикатурный скандал отразится на арабо-израильском конфликте, но безусловно, разрешение этого конфликта он не приблизил. К тому же есть и конкретные примеры того, как этот конфликт, начавшийся с оскорбления одной веры, продолжается оскорблением народа, вообще не причастного к данному скандалу - только что мы говорили о возниконовении карикатур на Холокост. По большому счету, это не выгодно никому. А так - есть масса человекообразных, которые имеют немалую выгоду от той длительной человеческой бойни, которая происходит в этом конфликтном регионе.


--------------------------------------------------------------------------------



19. Рус. : Сильно ли Вы были расстроены "результатами" в известной программе "К барьеру"? И что движет серьезным человеком, когда он принимает решение участвовать в данных балаганах? Неужели донести до зрителей. или обычный пиар?

Александр Чуев: Я нисколько не расстроен результатами, тем более, что ко мне поступают многочисленные письма и звонки от людей, которые не смогли дозвониться, в связи с чем возникает вопрос о достоверности результатов. Конечно, я знаю формат этой передачи, это моя пятая передача "К барьеру", честно говоря, не испытывал большого желания идти на нее, но сама тема и важность этой проблемы, особенно для правильного понимания со стороны наших верующих, заставила меня принять это предложение. Моими секундантами были мусульманин и православный священник, чем я хотел показать необходимость достижения межрелигиозного мира в нашей стране, в связи с чем и внес мое законодательное предложение. То, что господин Соловьев и частично господин Быков попытались превратить это в балаган, кстати, при этом вырезав часть моих аргументов при последующем монтаже передачи, останется на их совести. Бог им судья. Тем не менее, я сумел донести свою точку зрения до телезрителей.


--------------------------------------------------------------------------------



20. Timur , Алматы : В процессе скандала не замешана Россия, если не считать заявлений Рамзана Кадырова, больше похожих на слабую попытку быть на стороне мусульман. В этом затянувшемся, на мой взгляд, событии позиции России как нельзя более выгодны, и все карты в руки русской дипломатии. Это и встречи с Хамас, и Иран. Отсюда вопрос, который отражает мою точку зрения - не является ли эта провокация делом рук Москвы?

Петр Романов: Любопытная логика. В принципе, в попытке отыскать ответ сама постановка вопроса "Кому это выгодно", правомерна. Однако я знаю уже как минимум две версии, которые противоречат вашей. Версия первая: Это выгодно не мусульманскому миру вообще, а радикальной части ислама, который в самом процессе противостояния с Западом объединяется вокруг радикальных сил. И вторая версия - это выгодно Соединенным Штатам, поскольку тем самым американцы натравливают мусульманский мир на Западную Европу, ослабляя на Ближнем востоке западноевропейские позиции и косвенно наказывая Зап. Европу за их позицию по Ираку. Что касается вашей версии, то она, на мой взгляд, не работает. Поскольку все, даже гипотетические плюсы, которые мы можем представить от столкновения мусульманского мрира с Европой, многократно превышаются громадными минусами от последствий этого пожара. Чтобы говорить конкретно, напомним, что пожар в Чечне полностью еще не потушен, он напоминает чем-то пожар на торфяных разработках. Где искра от любого костра может поджечь ситуацию снова. Тем более что в данном случае речь пойдет не о костре, а о всеевропейском пожаре. Наконец, российский Кавказ - это не только Чечня. У нас на Кавказе достаточно проблематичных регионов, которые совсем не обязательно испытывать огнем. И последнее, у нас даже на границах России существуют и без того горячие зоны вроде Южной Осетии или Абхазии, которые также совсем не в интересах России поджигать. Так что отвечая на вами же поставленный вопрос "Кому выгодно", можно совершенно четко ответить - кому угодно, но только не России.

Завершающее слово:

Александр Чуев: На мой взгляд, данный карикатурный конфликт является "первым звонком", прежде всего, странам Западной Европы. Неважно, кто явился "заказчиком" этого конфликта, и на самом деле даже не очень важно, кому это выгодно, поскольку ответов на этот вопрос может быть несколько, а итог - длящееся противостояние - уже есть. Это разрушения и гибель людей. На мой взгляд, не только западным журналистам, но и политическим деятелям Европы стоило бы задуматься над тем, какова же все-таки духовно-нравственная основа реальной, подлинной свободы слова и на чем должно зиждиться правовое государство. Попытка ряда стран даже при объединении Европы и написании и принятии европейской конституции секуляризировать ее, выбросить из конституции даже упоминание о Боге сегодня приводит к тому, что мы можем констатировать, что подлинного объединения Европы на общих фундаментальных ценностях не произошло. Я не считаю, что сегодня есть противостояние двух миров. С моей точки зрения, это противостояние религиозных в широком смысле этого слова ценностей и уклада жизни и народившейся и развившейся в последнее время идеологии либерального цинизма и отрицание любых этических ценностей, кроме абсолютизации ценности самой свободы. Я считаю, что это тупиковый путь, ведущий к культурной и личностной деградации. Надеюсь, что Россия этим путем не пойдет.

Петр Романов: Спор о том, куда идти России, и в частности, идти ли ей за Западом, в последнее время явно поутих. В свое время Герцен записал очень любопытную мысль о том, что русский человек, попадая на Запад, ищет там на самом деле тот идеал, который сложился у него заранее по книгам, по чьим-то воспоминаниям и т.д. А когда он сталкивается с реальной действительностью западной жизни, то испытывает глубокое разочарование и выступает, может быть, самым яростным критиком западной жизни. Написано это было очень давно, но ситуация коренным образом не изменилась. Я думаю, что люди, сегодня, в отсутствие железного занавеса, имеющие возможность увидеть запад не со стеклянной витрины или обложки глянцевого журнала, а возвращаясь домой, думают примерно так же, как их предки. Одни говорят - не только мы варвары, другие говорят - и они все еще варвары. Короче говоря, западная действительность, с которой мы теперь очень тесно соприкасаемся, наводит русского человека на мысль, что буквально следовать всем западным наставлениям, использовать по дороге западные карты и маршруты - совсем необязательно. Однажды я написал материал под названием "Шоколадный забор". Там ставился вопрос, что будет делать Россия, когда она решит свои самые насущные проблемы и когда-нибудь дойдет до того, чем сейчас живет запад, то есть добредет когда-нибудь до пряничного домика, окруженного шоколадным забором, у которого сегодня толпятся датчане, голландцы и прочие шведы. На самом деле дряхлеющая Европа да и самоуверенные США, у которых больше сил, но меньше жизненного опыта, чем у Европы, не знают пути, по которому идти. То, о чем говорил господин Чуев, фактически можно свести к одному, но очень важному пункту - мир, в котором мы живем, даже самый благополучный, не становится нравственнее, и это не просто настораживает, это пугает. Поэтому конфликт цивилизаций, который предсказывал когда-то Хандингтон, на самом деле, может быть, давно уже идет. И достаточно перечитать Геродота, чтобы в этом убедиться. Когда испанские конкистадоры и монахи мечом и крестом завоевывали Америку и уничтожали богатейшие и оригинальнейшие цивилизации ацтеков, майа, инков, что это было - просто поиски Эльдорадо? Поэтому, наученные горьким историческим опытом, на самом деле, умные люди должны заниматься не рисованием карикатур друг на друга, а поиском ответа, куда нам двигаться дальше и как нам не поглощать другие цивилизации, не навязывать им свой призрачный успешный опыт, а как обогащаться, культурно перенимая самое лучшее друг у друга. Будет это - будет и мир, не будет этого - значит, мир обречен на вечный конфликт и на вечное обсуждение темы - кто сильнее, кто лучше, кто умнее, а это уж точно порочный путь.



© РИА "Новости"


Вы можете добавить свой отзыв но этой новости
и будете первым!



Последние темы на форуме



Форумы


Турция


Туры в Турцию


О сайте


Страны


 
 
YART.RU Copyright © 2001 Turkey.ru
Карта сайта | Контакты

Идея сайта - VP
Поддержка - YART.RU