Рокот двигателей военных вертолетов в небе над турецким городом Сирнак. Кое-кто из пастухов поднимает голову и взглядом следит за траекторией полетов винтокрылых машин, а немногочисленные животные продолжают щипать выгоревшую на солнце траву. Тот, кому не нужны проблемы, пытается, как может, избежать контрольно-пропускных пунктов, которых с течением времени становится все больше и больше. Эти КПП делают жизнь населения все сложнее: в большинстве своем это курды, и они готовы приветствовать тебя в турецком Курдистане. Население постоянно ощущает напряженность. Куда ни взглянешь, повсюду можно увидеть плакаты с надписью "Vatan Bolunmez" – "Родина не может быть разделенной".
Этот лозунг обращен к курдским сепаратистам Рабочей партии Курдистана (РПК), которые, спускаясь с гор Габар, Куди и Намаз, совершают молниеносные рейды, нанося все более тяжелые потери армии. В этом районе несколько дней назад под огнем боевиков погибли 16 военнослужащих. 29 сентября та же участь постигла 12 мирных граждан, ехавших в микроавтобусе. Эти два эпизода потрясли Турцию, спровоцировали волну гнева и негодования и стали последней каплей, переполнившей терпение. В тот день, когда газеты Vatan и Milliyet вышли в траурном обрамлении, премьер-министр Тайип Эрдоган, на которого оказывают давление не только СМИ, но, прежде всего, военные, которые уже давно требуют предоставления им возможности действовать более активно, приступил к решительным действиям. По завершении заседания Высшего совета по борьбе с терроризмом под его председательством он снял все ограничения на проведение операций за пределами национальных границ, если возникнет такая необходимость.
Генерал Яшар Бююканыт, начальник генерального штаба вооруженных сил, на это и рассчитывал: двумя днями ранее он выступал с подобной просьбой на совещании с участием Эрдогана и президента республики Абдуллы Гюля. На границах с Ираком, по данным государственного телевидения, сконцентрирована группировка численностью 200 тыс. человек. Турецким подразделениям теперь разрешено преследовать противника и за пределами национальных границ, выкуривать его из укрытий в иракском Курдистане. Как заявил вчера в своем выступлении министр обороны Веджди Генюль, в соответствии с положениями конституции разрешение со стороны парламента может понадобиться лишь в том случае, если речь зайдет о крупномасштабной операции, которую аналитики продолжают считать маловероятной.
Реакция из-за рубежа не заставила себя ждать. 28 сентября, иными словами, за сутки до гибели 12 гражданских лиц, Анкара и Багдад подписали договор о борьбе с терроризмом, в соответствии с которым Ирак берет на себя обязательство отказывать в любой тыловой помощи РПК и запретить пропаганду этой партии на курдской земле. Вместе с тем иракскому правительству удалось вычеркнуть из договора положение, позволявшее турецким войскам пересекать границы. Решение турецкого руководства вызвало сильную обеспокоенность, в том числе и у Вашингтона, и это можно понять из слов Шона Маккормака. "Я сомневаюсь, что односторонние рейды являются решением проблемы, – заявил пресс-секретарь Госдепартамента, добавив при этом: – Мы готовы поддержать любыми способами усилия Турции и Ирака по защите их соотечественников".
Следует отметить, что разногласия между двумя союзниками углубляются: на протяжении нескольких месяцев турецкая пресса продолжает публиковать материалы о том, что американское оружие оказалось в руках сепаратистов. Это обстоятельство было сухо опровергнуто американцами, которые, со своей стороны, упрекают Анкару в том, что между Турцией и Ираном сложились прекрасные торговые и дипломатические отношения. Вдобавок актуальным остается вопрос об армянском геноциде. Не исключено, что американский конгресс действительно примет резолюцию, которая, по словам Буша, "может поставить под угрозу отношения между двумя странами".