Правящая партия Турции проиграла суд за право носить мусульманские платки в вузах.
Попытка премьера Турции Тайипа Эрдогана и его партии отменить многолетний запрет на ношение мусульманского платка в вузах обернулась фиаско: Конституционный суд страны нанес исламистам сокрушительное поражение, посчитав инициативу посягательством на светские основы государства. Теперь турецкие силовики, стоящие на страже заветов Аттатюрка, находятся в шаге от своей главной цели – роспуска ПСР по решению суда. Но сдаваться исламисты не намерены.
Конституционный суд Турции наложил запрет на закон, принятый правящей Партией справедливости и развития (ПСР) в феврале этого года. Тогда умеренные исламисты, находящиеся у власти последние шесть лет, отменили многолетний (и, для светской части Турции, принципиальный) запрет на ношение мусульманского платка в образовательных учреждениях республики.
«Вердикт, оглашенный КС, совершенно четок и очевиден: правящая партия будет запрещена» По мнению высшей судебной инстанции, данный закон способствует стремлению ПСР превратить светскую страну в теократическое государство, что категорически противоречит конституции.
Партия, председателем которой является действующий премьер Тайип Эрдоган, пока не сделала официальных заявлений на этот счет, но тон, в котором оно будет выдержано, уже очевиден. «Вердикт противоречит конституции и является не правовым, а политическим», – заявил журналистам замруководителя парламентской фракции ПСР Бекир Боздаг.
Оппозиция же, напротив, своей радости не скрывала и даже заявила о серьезном ослаблении позиций ПСР. «Решение КС будет иметь очень серьезные политические и правовые последствия», – отметил лидер Народно-республиканской партии Дениз Байкал.
Республиканец, партия которого, к слову, и опротестовывала решение ПСР по поводу тюрбана, также выразил надежду, что правительство Эрдогана больше не будет посягать на конституцию и основополагающие положения о светском характере государства.
Турецкие военные, которые традиционно усматривают в национальной исламской одежде угрозу светской Турции, вердикт КС прокомментировали сдержанно. «Мы постоянно говорим, что Турция – светское, демократическое и правовое государство. Раз оно является правовым, то мы должны уважать решения, принимаемые юридической ветвью власти», – цитирует РИА «Новости» слова начальника Генштаба турецкой армии Яшара Бююканыта.
Наблюдатели уже назвали решение конституционного суда самым крупным политическим поражением Эрдогана с момента парламентских выборов в ноябре 2002 года.
Теперь, по указанию Эрдогана, в ПСР объявлено «чрезвычайное положение», и на экстренное заседание созван исполком партии. На нем, в частности, будет обсуждаться сложившаяся ситуация и «ответные шаги». В том числе, и возможность объявления в стране досрочных парламентских выборов: для этого представителям правящей партии необходимо сложить депутатские полномочия.
Отметим, что спор о праве турецких женщин носить мусульманский платок является одним из самых показательных элементов противостояния сторонников светского характера власти и исламистов. Запрет на ношение мусульманских атрибутов одежды в госучреждениях и вузах Турции действовал с 1925 года. Причем, согласно данным социологических опросов, подавляющее большинство населения страны в настоящее время выступает за отмену запрета. А за время правления Партии справедливости и развития число сторонников мусульманского платка только увеличилось.
Партия Эрдогана, получившая на выборах 46% голосов, сделала отмену запрета на ношение платка одним из своих предвыборных лозунгов. Жена президента Турции Абдуллаха Гюля – друга и однопартийца Эрдогана – даже обращалась по этому поводу в Страсбургский суд, благо из-за платка ее не приняли в Анкарский университет.
Между тем, турецкие эксперты считают, что поражение Эрдогана в Конституционном суде – это, прежде всего, первый шаг к запрету его партии. «Вердикт, оглашенный КС, совершенно четок и очевиден: ПСР будет запрещена. Последующий ход процесса о закрытии партии Эрдогана – формальность и не более того», – считает обозреватель газеты «Ватан» Мехмет Тезкан.
Напомним, что процесс о роспуске ПСР, которую генпрокурор Апелляционного суда обвиняет в использовании религии в политических целях и стремлении навязать Турции режим шариата, стартовал в марте. Прокурор требует запретить ПСР и наложить пятилетний запрет на политическую деятельность для 71 партийного функционера, в том числе Эрдогана и Гюля.
Подчеркнем, что противостояние между Эрдоганом и турецкими силовиками не замыкается на мусульманской символике – спор о платке стал, скорее, последней каплей в этом конфликте. С 1918 года, когда к власти в Турции пришли военные, Генштаб и прокуратура выступают гарантами светского курса страны. В 1998 году с расплывчатой формулировкой «за использование религии в политических целях» была запрещена исламистская Партия благоденствия, а в 2001 году этой же участи не избежала Партия благополучия, на базе которой и возникла нынешняя ПСР Эрдогана.
Очевидно, что и на этот раз турецкие военные смогут успешно скорректировать курс страны, устранив с политической арены партию Эрдогана, и высокий рейтинг ПСР их вряд ли смутит. Сохранять баланс между демократией и светским государством, удерживая страну от постепенного сползания в исламизм, другим путем у них в последнее десятилетие не получается.