“Принятие Турции в ЕС - важнейший мирный проект в истории”, - заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита во Францию на минувшей неделе.
ЕС начал переговоры о присоединении Турции к блоку еще в октябре 2005 года, однако, на пути Турции в ЕС по-прежнему остается немало препятствий, в том числе, недостаточный уровень свободы слова, права курдского меньшинства, торговые отношения с Кипром. В евроблоке перспектива присоединения Турции вызывает бурные дискуссии - с учетом политических, демографических и других аспектов. Турция может оказаться самой густонаселенной страной Евросоюза. Сегодня ее население составляет 74 миллиона человек, предполагается, что в ближайшие 20 лет оно вырастет до 80-85 миллионов. Между тем, население Германии, занимающей первое место в ЕС по этому показателю, составляет сегодня 83 миллиона человек и, согласно прогнозам, в течение ближайших 20 лет уменьшится до 80 миллионов. Во Франции растет число противников идее присоединения Турции к ЕС. Президент Франции Саркози предлагает заменить полноправное членство в блоке “привилегированным партнерством”.
Выступая на закрытии фестиваля “Турецкие сезоны в Париже”, Эрдоган говорил о прочных связях между странами. Он также процитировал Амина Малуфа - французского писателя ливанского происхождения, заявив, что его произведения показывают общность христианской и мусульманской культур. Однако турецкие СМИ подчеркнули, что Саркози отсутствовал во время торжественной церемонии. “Турецкие сезоны” не оправдали политических надежд турецкого лидера, поскольку не привели к практическому продвижению в переговорах. В интервью “Le Figaro” турецкий руководитель посетовал на то, что Саркози, в отличие от своего предшественника Жака Ширака, настроен к Турции гораздо более прохладно. “Партия осталась прежней. Сменился лишь лидер. Мне трудно понять, почему же так изменился подход”, - сказал он. Однако, Эрдогану все-таки удалось достичь положительного результата в ходе своего визита. Николя Саркози пообещал посетить Турцию до конца нынешнего года.
Различия в подходах касаются не только перспектив присоединения Турции к ЕС. В отличие от Саркози, который выступает за ужесточение санкций против Ирана, Эрдоган выражает скептицизм в отношении этой идеи, призывая достичь дипломатического решения.