Очередная вспышка насилия началась 15 ноября, когда в городе Шеминдли был взорван принадлежащий курду книжный магазин. В результате взрыва один человек был убит и девять получили ранения. После этого на улицы высыпала огромная толпа, вступившая в столкновения с полицией. Волнения охватили многие города на юго-востоке Турции. Вечером 16 ноября волна насилия докатилась до Стамбула, где местные курды попытались поджечь автобус. Президент Турции Ахмет Сезер срочно собрал Совет Безопасности и объявил о введении чрезвычайного положения.
Параллельно Турция повела наступления на дипломатическом фронте, причём оно приобрело скандальные формы. В Копенгагене премьер-министр Реджеп Эрдоган отказался прийти на совместную пресс-конференцию с главой правительства Дании Андерсом Расмуссеном. Как объяснил сам Эрдоган, причиной этого стало присутствия на ней журналистов курдской телекомпании RojTV, которую турки неоднократно требовали запретить.
Отметим, что турецкие власти не первый раз требуют от властей европейских стран отозвать лицензию у курдских телеканалов. Каждый раз они говорят о том, что все они связаны с Курдской Рабочей партии, которая является с их точки зрения террористической организацией. Турция ранее уже добилась закрытия двух курдских телевизионных станций, располагавшихся в Европе. У «MED-TV» была отозвана лицензия в Британии, а Франция отказалась выдать лицензию ее преемнику «MEDYA-TV». Стоит подчеркнуть, что на идущих который год переговорах о вступлении Турции в ЕС турецкая сторона настаивает на закрытии всех курдских организаций на территории стран-членов Евросоюза.
В то же время Брюссель на такой шаг не идёт и наоборот, требует от Анкары признать элементарные права курдского населения. Как сказали «Правде.Ру» на кафедре Истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, возможность согласия Турции на это практически равна нулю, поскольку это противоречит самим основам турецкого государства. «Согласно конституции Турции, в стране нет национальных меньшинств и каких-либо других языков, кроме турецкого. В то же время курды, численность которых достигает только в Турции 10 миллионов человек, говорят на совершенно отличных от турецкого языка диалектах курдского языка иранской группы», - отмечают тюркологи.
Несколько десятилетий курды пытались добиться элементарных прав на развитие своего языка и культуры, но их движение жёстко подавлялось турецкой армией и полицией. В 1984 г. Курдская рабочая партия во главе с Абдуллой Оджаланом начала вооружённую борьбу за независимость, в ходе которой прибегала и к терактам. В 1999 г. турецкие спецслужбы с помощью Израиля смогли арестовать его, и из тюрьмы он призвал прекратить террор. Но курдский вопрос не сдвинулся с мёртвой точки, Курдская Рабочая партия возобновила борьбу, и мишенью их террористических атак стала самая прибыльная отрасль экономики Турции – туризм. Напомним, что весной и летом текущего года турецкие курорты потрясла целая волна терактов. «Эта волна будет и дальше то отступать, то вновь захлёстывать турецкие города», - подчёркивают эксперты.
Что касается международного фона, то здесь главную роль играет членство Турции в НАТО и её соседство с нефтедобывающими странами. «Не будем забывать, что Турция входит в НАТО и соседствует с Ираком. Существует ось США – Турция – Израиль, являющаяся основой всей западной политики в регионе. Поэтому Запад охотно прислушивается к требованиям турок и закрывает глаза на многие их действия, включая и операции против курдов на территории Ирака», - замечают эксперты. Отметим также, что курды в огромном количестве проживают в Ираке, Иране и Сирии, и их лидеры мечтают об объединении разорванной между четырьмя странами своей этнической территории в едином независимом государстве, что, естественно, категорически не устраивает Турцию.
«Решить курдскую проблему всё же можно, ведь существует много примеров успешной интеграции курдов в турецкое общество. Огромная часть гостиничного бизнеса Антальи принадлежит курдам, один из них – Тургут Озал – даже становился президентом Турции. Но в то же время в юго-восточных районах страны царит полная безысходность, поскольку курды не могут выбиться в люди, даже закончив турецкие вузы. В принципе, культурная автономия в рамках Турции курдов удовлетворит, но на это нужна политическая воля Анкары. А её пока нет и в помине, и даже Евросоюз не в состоянии её пробудить», - заключают эксперты из ИСАА.