Сегодняшний день для немецкого канцлера Ангелы Меркель будет нелегким. Подготовленный с большой помпой Интеграционный саммит, который должен состояться сегодня и на котором планировалось принятие национального интеграционного плана, оказался под угрозой срыва. Немецкие турки – как раз те, ради кого все это и было затеяно, – не желают принимать участие в мероприятии. Четыре самых крупных турецких объединения из 14 приглашенных на саммит иммигрантских организаций выразили протест против поправок к закону об иммиграции, которые были приняты Бундестагом 14 июня. Влиятельные иммигрантские союзы требуют «поправок к поправкам».
Больше всего представители турецкой диаспоры в Германии возмущены новыми правилами воссоединения семей. Теперь можно «выписать» невесту из-за границы только по достижении ею совершеннолетия – лишь в этом случае новоприбывшая получит вид на жительство в Германии. Кроме того, она уже до переезда на новую родину должна освоить немецкий язык. Не надо быть профессором филологии, чтобы выучить необходимый для въезда в страну минимальный словарный запас – 500 слов. Однако и это требование немецким туркам показалось завышенным.
Получается, что амбициозная программа Ангелы Меркель, специально разработанная канцлером и предусматривающая помощь в интеграции иностранцев, может так и остаться не услышанной. Ангела Меркель не скрывает своего разочарования. «Мы хотим говорить не об иммигрантах, а вместе с иммигрантами», – сказала она накануне. Устроители саммита пытаются сохранить лицо и убедить окружающих, что он все равно окажется успешным, даже без участия строптивых иностранцев.
Обе стороны уже обменялись упреками в адрес друг друга. Председатель турецкой общины Кенан Колат поставил ультиматум: правительство должно пообещать изменить иммиграционный закон в сторону смягчения. Иначе, пригрозил он, «мы не будем участвовать в Интеграционном саммите». По мнению турецкой общины, «принятый закон содержит в себе элементы обособления, неравенства и даже этнической дискриминации». В ответ правительственные «интеграционные чиновники» заявили, что не примут язык ультиматумов, к которому прибегнул вдобавок к туркам еще и совет поляков в Германии. «Захлопывая дверь, проблему не решишь», – отметила уполномоченная по делам интеграции Мария Бемер. По ее словам, дискриминации не будет, что же касается необходимости еще до переезда подучить немецкий язык, то «преодоление языкового барьера – это и есть интеграция, а не возводимое новое препятствие. Это облегчение для членов семьи по приезде в Германию по возможности быстро интегрироваться в немецкое общество».
Интеграционный план, одобренный накануне саммита, предусматривает сто пятьдесят добровольных обязательств Германии перед иностранцами. Сюда входят размытые понятия, о содержании которых можно только догадываться: «интеграционные курсы», «повышение шансов мигрантов на рынке труда» и «содействие обучению детей иностранцев немецкому языку начиная с детского сада». Как это будет выглядеть на практике, никто не знает.
Несмотря на всю пафосность высокобюджетного «иммиграционного» мероприятия, факты говорят за себя. Известно, что турецкая община в Германии – одна из крупнейших в мире. В Германии проживает 2,7 млн человек турецкого происхождения. Берлин даже называют в народе «самым крупным турецким городом». Однако турецкие корни имеют только пять депутатов Бундестага. Причем ни один из депутатов-турков не состоит в правящей Христианско-демократической партии. Трое работают в Левой партии (бывшая Партия демократического социализма, PDS), по одному – в Социал-демократической партии и в Партии зеленых. И все без исключения говорят о том, что в конкурентной борьбе происхождение играет огромную роль, зачастую – в ущерб некоренным жителям. Как говорят наблюдатели, на теме интеграции в Германии легко заработать политические очки, но выигрывают от этого в первую очередь политики-немцы. Ангела Меркель, возможно, сегодня убедится в этом.
Стелла Гаврилова, 12.07.2007