Всероссийский Центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с журналом «Компас» и новостным сайтом TurkRus.Com. провели в этом году исследование «Турция глазами россиян, имидж турок и товаров турецкого производства».
Опрос проводился в 46 областях и автономных краях Российской Федерации. Предлагаем вашему вниманию подробные результаты проведенного опроса. Представляется, что они помогут понять, на каком уровне находится сегодня российско-турецкие взаимоотношения, а также и то, как перемены недавнего времени отразились на взглядах россиян.
Наиболее важный итог исследования, по крайней мере, по моему мнению, это то, что оно показало исчезновение чувства враждебности, сопровождавшего отношения обеих стран на протяжении многих веков. На смену враждебности приходит сотрудничество и даже дружелюбие. На вопрос: «Чем Турция является для России?», 51% респондентов ответили «партнером». 12% - «друг». Соответственно, процент опрошенных, относящихся положительно к Турции, достигает 63%, а это весьма высокий показатель. Любопытны и другие ответы: 12% расценили отношения Турции и России как «конкурентные», и только 3% считают Турцию «врагом». 69% предпринимателей рассматривают Турцию как «партнера России». Примечательно, что среди респондентов, назвавших Турцию «другом», 17% студенты.
Если же распределить данные опроса по возрастным группам, то обнаружится интересный показатель. Процент молодежи, считающей Турцию «другом и партнером», значительно превышает процент пожилых людей, давших аналогичный ответ.
Результаты исследования показывают, что Турция, в первую очередь, ассоциируется у россиян с отдыхом (50% опрошенных). Из них - около 65% молодых людей в возрасте 18-24 лет. Только 26% респондентов старше 60 лет ассоциируют Турцию с отдыхом. Очень многие ассоциируют эту страну с «товарами турецкого производства» - таковых 44%.
Другой вопрос анкеты - «Ездили ли вы или кто-либо из ваших родственников или знакомых в Турцию?» Положительный ответ дали 8%, 20% сказали «не ездили, но поедут при первом удобном случае». 68% не ездили и не планируют этого делать. Опять же в ответах различных возрастных групп обнаруживается существенная разница. Так, 40% участников опроса в возрасте 18-24 лет не ездили, но при первой возможности хотят поехать. По мере повышения возрастной планки все меньшее число опрошенных дало аналогичный ответ. 32% респондентов в возрасте 25-34 лет хотели бы посетить Турцию. Тот же показатель в группе 35-44 года составляет 21%, в группе 45-59 лет - 13%, среди опрошенных старше 60 лет - только 4 процента. Таким образом, можно сделать вывод, что Турция как туристическая страна, прежде всего, популярна среди молодых. Так, 44% опрошенных студентов выразили намерение поехать туда на отдых.
Теперь обратим внимание на то, что россияне думают о турецких товарах. На вопрос «Если вам приходилось приобретать продукцию турецкого производства, какие впечатления она оставила?», 17% сказали, что остались полностью довольны покупкой, 7% - категорически недовольны. 35% ответили, что следует ставить вопрос о конкретной продукции, одни товары соответствовали их требованиям, другие - нет. 32% опрошенных заявили, что вообще не желает приобретать турецкие товары.
Результаты опроса опять же выявили зависимость ответов от возрастных групп. Молодые или же относительно молодые (18-24 и 24-35 лет) в большей степени удовлетворены качеством турецкой продукции (22% и 18% соответственно) и выражают меньше претензий (9% и 7%). В старшей возрастной группе удовлетворенных качеством турецких товаров 7%, имеющих претензии - 54%. В связи с тем, что представители старшей возрастной группы не являются потенциальными целевыми потребителями, их мнение рассматривается статистикой как «предубеждение».
На последний вопрос исследования, «В какую сторону изменились представления о Турции за последние 10 лет?», 10% ответили - «в положительную», 3% - «в отрицательную», 54% - «никак не изменились». Еще раз выяснилось, что больше всего положительных ответов дала молодежь. В возрастной группе 18-24 лет число ответивших «представления о Турции изменились в положительную сторону» составило 14%, а среди представителей самой старшей возрастной группы только 5%. Если только 16% молодых ответили: «Турция меня не интересует», то у старшего поколения этот показатель равен 44%.
Данные последнего «турецкого» опроса еще раз подтвердили тот факт, что пожилым людям трудно избавиться от давних предубеждений, которых нет или же почти нет у молодежи, видящей в нашем южном соседе не только надежного делового партнера, но даже «друга». Представляется небезынтересным и тот факт, что положительный имидж Турции сложился, как правило, у тех, у кого средний и более высокий уровень доходов.