Турция.ру - Место под солнцем! Отдых в Турции!
 
 
 
Узнайте отзывы о своем отеле
от других туристов!
Присылайте свои рассказы и фотографии!
Давайте обменяемся ссылками!

Фотографии из Турции
Рассказы об отдыхе в Турции
О Стамбуле. Размышления путешественника
23 сентября 2007 г.
Прислал: zencefil
   В начале сентября мне довелось провести пару дней в Стамбуле. Однако эта поездка оставила не только яркие туристические впечатления, но и неожиданно навела на размышления о путях цивилизаций. Точнее, о параллелях и расхождениях в этих путях между Россией и Турцией – двух странах, одновременно лежащих в Европе и Азии.
Если рассматривать Европу не только географически, но как цивилизационный вектор, надо честно признать, что Турция продвинулась по этому пути значительно дальше. И вообще – движется по нему уже значительно дольше, чем Россия, где в иных кругах до сих пор модно гордиться своей "неевропейскостью".

В туристическом буклете о Стамбуле он громко называется "колыбелью цивилизаций". Что, в общем-то, во многом верно – этот основанный античными эллинами город был затем тысячелетней столицей Византийской и затем пять веков – Османской империи. Но решительный разворот в сторону европеизации там состоялся в 1920-е годы, при легендарном первом президенте Турецкой республики Мустафе Кемале Ататюрке.

В отечественной историографии прочно укоренилась одна ошибка: все многочисленные войны XVIII-XIX веков именуются "русско-турецкими". Тогда как их правильнее называть "российско-османскими" – по именам враждовавших империй. В Османской империи турки вовсе не были "титульной нацией" – более того, этот этноним считался принадлежностью "низкой лексики". Классический осман – это был в первую очередь исламский "фофудьеносец".

Президент Ататюрк (напомню, что этот титул означает "отец турок") фактически создал на руинах Османской империи новую, европейскую нацию. Прежде всего, он ликвидировал монархическую, султанскую традицию – и с тех пор в Турции не существует понятия "наследников" или "преемников", но власть избирается на свободных выборах.

Далее он развернул решительную борьбу за светское общество и государство. Кстати, даже куда более радикальную, чем в иных европейских странах, где в 20-30-е годы ХХ века церкви, напротив, охотно встраивались в фашистские движения. Ататюрк же напрочь ликвидировал ношение таких религиозных атрибутов, как чалма, феска, паранджа, хиджаб, открыл европейские университеты вместо медресе, изгнал голосистых муэдзинов со стамбульских минаретов. А со знаменитым храмом Святой Софии, за который яростно соперничали христиане и мусульмане, поступил подобно Александру Македонскому с гордиевым узлом – приказал превратить его в музей обеих религий.

Именно с Ататюрка начинается и новая турецкая азбука, построенная на основе латиницы, которая на удивление быстро вошла в массовое употребление и вытеснила навязанную некогда туркам арабскую вязь.

Наконец, он перенес столицу из этого космополиса на Босфоре в континентальную Анкару, чем также убил двух зайцев – создал предпосылки для европеизации "провинциальной" Турции и освободил современный Стамбул от навязчивых ассоциаций с веками имперской истории. Сегодня это просто один из уникальных глобальных центров (наподобие Нью-Йорка или Рио-де-Жанейро), который вовсе не претендует на столичное главенство в национальной политике.

Известный турецкий писатель Орхан Памук в своей биографической книге "Стамбул: город воспоминаний" (за которую он получил прошлогоднюю Нобелевскую премию) очень проницательно, сквозь личный опыт описывает стремительную модернизацию и трансформацию этого города. Как и положено художнику, он во многом критичен, но все же с подчеркнутой симпатией видит в стамбульцах "страсть ко всему новому".

Именно эта подчеркнуто модернистская ориентация жителей Стамбула и вызвала там недавние массовые демонстрации против происламистского курса нового правительства Гюля-Эрдогана. Кстати, показательный парадокс: на улицах Стамбула женщины в хиджабах встречаются даже реже, чем, скажем, в Париже! Стамбул фактически остается основным оплотом идей Ататюрка. Водители автобусов и такси, владельцы магазинов и офисные клерки охотно вывешивают его портрет в окнах. Да и турецкая армия еще со времен первого президента остается основным гарантом светских основ жизни. Аналог института "военных священников", которое ныне продавливается российскими клерикалами, в Турции совершенно невозможен. Не говоря уж об аналоге ОПК – все религиозное образование там решительно вынесено за пределы общеобразовательных школ.

Странно, что Турцию у нас зачастую принято считать "менее европейской", чем Россию – хотя, судя по тому, как российская власть приветствует имперские и клерикальные настроения, от республиканских и светских принципов современной Европы куда более отдаляется как раз наша страна. Возможно, в этом также сказывается наследие города на Босфоре – ведь он веками являлся столицей Византии, откуда и черпают свои идеалы наши "третьи римляне". Так что исход "стамбульского гамбита" обещает быть захватывающим – либо у нас, наконец, появится свой, "русский Ататюрк", который прочно утвердит в общественной жизни светские, демократические начала. Либо просто картинка – сохранившиеся обломки стен средневекового Константинополя очень напоминают кремлевские.

Вадим Штепа.

© www.kasparov.ru


Вы можете добавить свой отзыв но этой новости
и будете первым!



Последние темы на форуме



Форумы


Турция


Туры в Турцию


О сайте


Страны


 
 
YART.RU Copyright © 2001 Turkey.ru
Карта сайта | Контакты

Идея сайта - VP
Поддержка - YART.RU