По данным Российского союза туриндустрии, выездной туристический поток из России в 2004 году увеличился почти на 880 тысяч и составил 6,5 млн. человек. Причем поток туристов в Турцию увеличился на 400 тыс. человек и по итогам сезона 2004 года составил 1,5 млн.человек, более 200 тыс. прибавил Египет – за ушедший год страну посетили более полумиллиона российских туристов. Как отметила в интервью РБК.Рейтинг заместитель директора информационной справочной службы по туризму «Красный телефон» Галина Поневаж, туристический сезон весна-лето’2005 начался с некоторого падения спроса на майский отдых по всем направлениям в среднем на 5 %. «С изменением закона о выходных и праздничных днях, многие учреждения нашей страны работали 4-6 мая. Поэтому на весенние праздники турпоток несколько уменьшился. Также многих отпугнула дороговизна турпакетов»,- объясняет Г. Поневаж.
Рейтинг популярности туристических направлений составлен на основе статистических данных Российского союза туриндустрии по частоте пересечения границ этих государств российскими гражданами. Первую строчку в таблице занимает Турция, которая уже много лет является одним из самых популярных для россиян и туристическим, и бизнес-направлением. Китай, занимающий второе место в рейтинге, пока не является особенно популярным туристическим направлением, но игроки рынка отмечают, что доля туристических поездок в Китай увеличивается год от года. Кроме того, как отметила руководитель пресс-службы Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, высок процент жителей Дальнего Востока, пересекающих российско-китайскую границу, в том числе без визы. Также, по причине соседства государственных границ в лидерах оказалась Финляндия.
Что касается популярности туристических направлений на текущий сезон, то все игроки рынка отмечают традиционно высокий спрос на Турцию, а также заметное повышение интереса относительно Египта. «Египет спрашивают в течение всего года, а у Турции короткий выездной сезон. Туроператоры начали проводить политику «Турция круглый год», однако пока эта затея не столь успешна»,- рассказывает Поневаж. В этом сезоне на египетском направлении было отмечено значительное повышение цен. Если год назад за 500 долларов можно было неделю отдыхать в пяти звездах, этой весной за эти же деньги предложат трехзвездочный отель. Безусловно, это связывают с природными катаклизмами в Юго-Восточной Азии, причем «разогрели» направление в большей степени западные туристы, которые в отличие от россиян категорически отказались от поездок в данный регион, отдав предпочтение Египту.
На увеличение популярности Турции, прежде всего, оказало влияние незначительное повышение (по сравнению с другими курортами), а временами и снижение стоимости туров. «Переход практически всех турецких курортных отелей на систему all inclusive и ultra all inclusive и повсеместная европизация турецких курортов все больше привлекает российских туристов», - отметил генеральный директор ИМА «Форос Инфотрэвл» Сергей Поздняков.
За последние три года в 6 раз возросла популярность индийских курортов, однако страной возвратного спроса Индия пока не становится. Туда едут туристы, которые многократно были в Турции, Египте, Арабских Эмиратах и хотят посетить что-то новое. Индия очень хорошо набирает туристов в зимние месяцы, однако в этом году, в связи с событиями в Юго-Восточной Азии страна потеряла значительное количество туристов.
Лидерами роста цен в последние годы стали Хорватия и Кипр, которые показывают падение спроса. Так, например, на Кипре, в связи с переводом на евро, введением въездной визы и дороговизной внутри страны, а также довольно скудной экскурсионной программой на острове, существенно снизился поток российских туристов. Сергей Поздняков считает, что экономическая политика Кипра была переориентирована на более богатых туристов. Двух-трехзвездочные отели начали переделываться на 4-5 звезд. «Новый экономический тезис Кипра теперь звучит примерно так: "лучше меньше туристов, но богаче», - говорит С.Поздняков. Существенный подъем цен на хорватских курортах связывается прежде всего с переориентацией хорватских хотельеров на туррынки Германии и Австрии, и соответственно, переводом цен в евро, а также с незначительным приростом и улучшением отельной базы.
Испания также теряет свои позиции в связи с удорожанием евро, однако еще перед наступлением сезона некоторые крупные операторы заявили о своем намерении выйти на туристический рынок этой страны. По прогнозам, в этом году россиянам предложат новые курорты на юге Испании.
На летний сезон 2005 года аналитики прогнозируют рост цен по всем направлениям, в среднем на 15%. Как отметили в офисе компании Форос Инфотрэвл, путевки в Турцию подорожают минимум на 10-15%, а цены на Хорватию, Черногорию, Грецию, скорее всего, расти не будут и останутся на прошлогоднем уровне. «Местные опрераторы и хотельеры Италии, Франции и Испании, возможно, несколько снизят цены на свои услуги, а вот последуют ли наши туроператоры этим начинаниям – пока не известно», - заявил С. Поздняков